05.12.2019

«Закон есть закон, но что же он так суров по отношению к плавсоставу?»

Недавно ряды Балтийской территориальной организации Российского профессионального союза моряков (БТО РПСМ) пополнил еще один моряк – старший механик Евгений Сергеевич Тращилин. Во время своего визита он не только рассказал о своем карьерном пути, но и поделился мнением о наболевшей проблеме многих моряков – сложностях при прохождении процедуры дипломирования.

Евгению Сергеевичу – 41 год. Значительную часть своей жизни он отдал работе в плавсоставе. Он родился и живет в станице Мальчевская в Миллеровском районе Ростовской области. Многие местные жители идут работать на флот, ведь недалеко находится Ростов-на-Дону, где есть морские учебные заведения. Сам Евгений Сергеевич не стал исключением и окончил городское речное училище.

Плавательская специальность для жителя Мальчевской – это возможность получать достойную зарплату и хорошие перспективы в будущем. Другое преимущество профессии – шанс со временем перебраться вместе с семьей в один из крупных российских морских городов.

– Мне бы хотелось переехать в Санкт-Петербург, – рассказывает он. – Тем более работа к этому располагает – по крайней мере можно накопить денег на переезд.  

Последние 10 лет Евгений Сергеевич работал на судах «Jonas» и «Nicola», которые принадлежали немецкому судовладельцу, но потом были проданы. Именно с этими теплоходами у него связаны самые лучшие воспоминания за время работы в море.

– Экипажи – по 15 человек, – рассказывает он. – При этом россиян – всего двое или трое на должностях комсостава. Остальные моряки – из Польши. Причем команды постоянные: мы все очень хорошо знали друг друга.

Такая межнациональная дружба даже позволила Евгению Сергеевичу выучить новый язык:

– Теперь довольно сносно знаю польский: в таких обстоятельствах хочешь не хочешь, а заговоришь, – улыбается моряк. – Так что у нас в команде все действительно понимали друг друга с полуслова.

Добрая память у Евгения Сергеевича осталась о своем наставнике – старшем механике Сергее Александровиче Белове из Санкт-Петербурга, к сожалению, уже ушедшем из жизни: «Он меня очень многому научил, и прежде всего – самостоятельности. Его советы до сих пор мне помогают. Отличный специалист, без которых невозможно представить флот».

Однако работа в море – это не только хорошие возможности и крепкая дружба. Часто моряки сталкиваются с трудностями, которые начинаются еще на берегу. Так, Евгений Сергеевич рассказал о своем отношении к процедуре подтверждения рабочих дипломов (или продления срока действия квалификационных документов). По сути вопросов к ней у Евгения Сергеевича нет – она ему вполне понятна.

– Закон есть закон, но что же он так суров по отношению к плавсоставу? – не может взять в толк моряк.

Действительно, Приказ Министерства транспорта Российской Федерации 15 марта 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» подразумевает регулярное прохождение обязательных видов подготовок, на что уходит немало времени и денежных средств.

При этом их количество только растет. Достаточно сказать, что начиная с 2016 года для капитанов, работающих на судах под российским флагом, требуется прохождение дополнительного курса «Повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве» (продолжительность составляет 20 часов, или 2,5 дня).

Между тем дипломирование членов экипажей морских судов осуществляется только в 15 морских портах Российской Федерации, что не так и много для одной из крупнейших в мире стран, где готовят квалифицированные кадры для мирового флота. В числе таких портов и Таганрог, где Евгений Сергеевич уже в следующем году снова будет продлевать свой рабочий диплом. Ему, как и многим другим морякам, которые приезжают сюда из других городов, еще придется потратить деньги на питание и проживание – все это из собственных средств.

– В общей сложности процедура дипломирования занимает один или два месяца, – рассказывает моряк. – Но одно дело, когда вынужденно проводишь время в море вдали от родных и близких, и совсем другое – когда в силу независящих от тебя обстоятельств сталкиваешься с той же самой проблемой на берегу. Моряки, постоянно работающие в море, поймут меня.  

К сожалению, стоимость самих курсов для получения необходимых свидетельств постоянно растет:

– Я предварительно наводил справки: если в 2015 году процедура продления рабочего диплома мне обошлась в общей сложности где-то в 40 тысяч рублей, то теперь она подорожает в полтора раза, – говорит Евгений Сергеевич.

Моряк понимает, что действующая система профессиональной подготовки плавсостава регулируется национальными нормами, которые, в свою очередь, соответствуют международным требованиям, в частности содержащимся в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Однако известно, что эти требования куда менее жесткие, чем национальные.

В связи с этим в БТО РПСМ отмечают, что имеет смысл рассмотреть возможность более гибкого подхода по вопросу продления рабочих дипломов – по крайней мере для тех членов экипажей, которые постоянно работают в море. Разумеется, с учетом соответствия всем необходимым международным требованиям.

В частности, одно из предложений профсоюза касается сокращения времени процедуры подтверждения рабочих дипломов. Для этого можно создать программу, рассчитанную на две недели, в рамках которой моряки пройдут тестирование, получают информацию о новых нормативных документах по вопросам безопасности на море и охране окружающей среды. Все это – с целью максимально оптимизировать процесс, в том числе с точки зрения тренажерной подготовки. Такой подход не только соответствует международным требованиям, но и позволяет в значительной степени сократить издержки, связанные с продлением рабочего диплома.

Евгений Сергеевич о трудностях, конечно, знает, но не смотря ни на что свою профессию любит и умеет находить в ней плюсы. В ближайшем будущем моряк пойдет в очередной рейс на судне под флагом России, работающем по коллективному договору РПСМ. А пока – будет набираться сил на берегу. По его словам, для него лучший отдых – приготовить на природе любимую уху по личному секретному рецепту. Ведь после хорошо проведенного отпуска любые проблемы не страшны.

По материалам БТО РПСМ

↑ 

Наверх