РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Пираты – люди предприимчивые, и ради собственной выгоды они
готовы на многое. Сегодня морские разбойники нападают на суда в Гвинейском
заливе, регулярно похищая с борта моряков и требуя за них немалые суммы – по
некоторым данным, от 30 до 50 тысяч долларов за каждого, но еще недавно самой
горячей пиратской точкой являлись прибрежные воды Сомали. Аппетиты местных
преступников были еще внушительней – они похищали суда вместе с экипажем, а
получаемые ими выкупы исчислялись миллионами долларов. Трудно представить, но
около десяти лет назад в сомалийском городе Харадхире даже существовала
своеобразная биржа, где инвестировали в пиратские атаки.
Почему пираты появились в Сомали?
Сомали трудно назвать государством – это территория,
разодранная на части многолетней войной. Возможно, единственное место в мире,
где анархия существует в реальности. В Сомали практически в каждом доме есть
огнестрельное оружие, федеральное правительство не контролирует значительную
часть страны, а гуманитарные катастрофы – привычная часть жизни.
Легальных способов заработать на жизнь в Сомали мало.
Когда-то главным источником дохода местных жителей была ловля рыбы, однако
начало гражданской войны разрушило привычный уклад жизни сомалийцев.
Начавшись еще в 1988 году, она обострилась после падения
диктаторского режима Сиада Барре в 1991 году, после чего ВМС и пограничная
служба в Сомали существовали лишь номинально – и рыбаки из других стран стали
заниматься браконьерством. Отчаявшись, сомалийцы начали похищать иностранные
лодки и освобождать их за выкуп. Вскоре они осознали, что это выгоднее рыбной
ловли.
Затем все сошлось воедино: в результате совершенно
бесконтрольного лова к началу 2000-х запасы рыбы в прибрежной зоне Сомали
истощились. Сыграл свою роль и сброс токсичных отходов проходящими судами.
После этого главным способом заработка для местных стало пиратство.
У Сомали самая большая протяженность побережья среди стран
Африки – более 3 тысяч километров. При этом вдоль него проходит один из
оживленнейших морских путей. И если до 2004–2005 годов бандиты атаковали разве
что местных рыбаков и мелкие суда, то затем нападения становились все более
дерзкими, пока не превратились в глобальную угрозу. Риски быть убитым или
утонуть мало кого останавливали – слишком большой выкуп можно было получить за
захваченных моряков, суда и грузы.
Смышленые предприниматели: как пираты открыли фондовую биржу
Одной из главных баз сомалийского пиратства стал Харадхире –
некогда небольшой рыбацкий поселок, разросшийся до города и превратившийся в
пиратскую цитадель с пробками из роскошных пиратских внедорожников. Туда
стекалось большинство захваченных трофеев. Найти какую-то иную работу там было очень
сложно – пиратство стало практически единственным источником существования для
местных жителей.
Схема была проста: инвесторы приобретали паи на участие в
той или иной атаке, расплачиваясь деньгами, оружием, оборудованием, катом или
еще чем-либо полезным. Стоимость паев учитывала возможные риски и вероятный
доход от операции. Пираты же использовали полученные средства для грабежа,
взамен отдавая долю от добычи «инвесторам». Преступники также отчисляли процент
от каждого успешного рейда городу – полученные деньги шли на развитие
инфраструктуры, в том числе школ и больниц.
Площадка работала круглосуточно. Приобрести «пиратские
акции» мог любой, причем «инвесторов» было непросто отличить от пиратов: каждый
участник биржи мог как помогать деньгами или оружием, так и сам выходить в море
на промысел.
По сути, биржа также выполняла функции координирующего
центра, что повышало эффективность работы пиратов и увеличивало их доход. Кроме
того, она была местом сбора и источником новостей: например, туда приходили
женщины в надежде узнать хоть что-то о судьбе пропавших мужей, отцов и сыновей,
занимавшихся рискованным делом.
Сверхприбыльные инвестиции с тысячами процентов годовых
Популярность биржи росла на глазах: если спустя два месяца
после открытия на ней торговались бумаги всего 15-ти пиратских компаний, то через
полгода эмитентов (компаний и лиц, выпускающих ценные бумаги) стало 72. Прибыль
приносили только те компании, которым удавалось захватить суда – это был
единственный имеющий значение фактор.
В пиратские акции вкладывались в основном местные жители, но
позднее подключились инвесторы из других регионов Сомали и даже стран Запада.
Причина – в растущей рентабельности «инвестиций»: суммы выкупа постоянно росли
и исчислялись миллионами долларов. С такой прибылью бумаги были обречены на
рост.
Например, в конце ноября 2010 года преступники захватили
греческий нефтяной танкер «Maran Centaurus» – он перевозил нефть стоимостью в 150
млн долларов и сам по себе стоил 50 млн. В январе 2010-го его владельцы
сбросили захватчикам груз с 7 млн долларов выкупа, после чего судно освободили.
На тот момент это стало рекордным выкупом в истории сомалийского пиратства.
Широко известной стала история местной жительницы Сары
Ибрагим. После развода с мужем она получила в качестве алиментов гранатомет
РПГ-7 и несколько гранат к нему. По сути, это все имущество, что было у Сары –
и она вложила его в акции одной из «успешных» компаний. Та захватила испанское
рыболовное судно «Alakrana» и получила выкуп в 4 млн долларов, из которых
Ибрагим досталось 75 тысяч долларов.
Деньги она получила спустя 38 дней после «вклада». Стоимость
своего арсенала Ибрагим оценила в 4,5 тысячи долларов – и если бы инвестиции в
разбой подчинялись традиционным законам рынка, то за год тут можно было
заработать около 16000% годовых прибыли. Особенно эта сумма впечатляет на фоне
ВВП на душу населения в Сомали 2009-го – он составлял всего 600 долларов.
Закат сомалийского пиратства
Еще в 2008-м ЕС и страны НАТО начали проводить операции
против пиратов, затем к ним присоединились ВМС России, Китая, Индии, Японии.
Появление в Аденском заливе иностранных военных кораблей усложнило деятельность
бандитов – им пришлось охотиться подальше от побережья.
Не менее важно то, что компании, которые занимались грузоперевозками
в Аденском проливе, начали нанимать охранные фирмы для защиты грузов. Наемники
устанавливали на суда в проливе тяжелые пулеметы и давали отпор пиратам,
которые так ни разу и не смогли захватить судно с охраной.
Кроме того, говорят, что серьезный удар по разбойникам
нанесла правящая семья эмирата Абу-Даби Аль Нахайян. Неся убытки от пиратства, семья
твердо решила покончить с сомалийскими разбойниками и в 2010 году наняла в
советники Эрика Принса – основателя частной военной компании «Blackwater»,
сейчас носящей имя «Academi». На средства шейхов он сформировал элитный отряд
наемников: около тысячи человек личного состава с командирами из ЮАР,
специализировавшимися на борьбе с партизанами. В их распоряжении были катера,
вертолеты и легкие самолеты. Наемники провели несколько довольно жестких
рейдов: официальных данных по количеству убитых нет, но они, очевидно, нанесли
пиратам сильный урон.
В настоящее время пиратство в Сомали практически сведено на
нет. Сейчас район Аденского залива предельно милитаризирован. В Сомали и
соседней Джибути располагаются базы семи стран, в том числе США, Китая и
Франции, которые пристально наблюдают за регионом. За нахождение военных баз на
своей территории Джибути и сомалийские квазигосударства получают хорошие деньги
(от 30 до 100 млн долларов с каждой). Теперь местное население имеет
возможность зарабатывать на военных, которые там расквартированы. Это позволяет
сомалийской экономике потихоньку развиваться. Постепенно возрождается и
рыболовство. Тем не менее, отдельные нападения в районе залива по-прежнему
случаются. Так, в марте 2017 года пираты захватили коморский танкер «Aris 13». Гражданская
война в Сомали до сих пор не окончена, и угроза дестабилизации региона
сохраняется. Поэтому пираты могут поднять голову в любой момент.
В Сомали выход найден, в Гвинейском заливе – пока нет
Российский профессиональный союз моряков отмечает, что хотя
в Сомали в настоящее время наступило затишье, пиратская угроза сохраняется в
нескольких регионах мира – и в первую очередь в Гвинейском заливе. Опыт решения
проблемы в Сомали показывает, что для эффективной борьбы с пиратством требуется
активное международное взаимодействие, к которому уже не раз призывали многие
представители отрасли, в том числе Международная палата судоходства и
Международная федерация транспортников. РПСМ выражает надежду, что подобная
инициатива все же будет начата – нет сомнений, что жизни моряков тогда
находились бы в большей безопасности.
По материалам РБК, АиФ
Наверх