27.05.2020

Минтранс утвердил рекомендации для работы водного транспорта во время пандемии

25 мая Министр транспорта РФ Евгений Дитрих утвердил Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19. Документ, согласованный главным государственным санитарным врачом РФ Анной Поповой, рекомендует судоходным компаниям и операторам портовых средств (терминалов, причалов) разработать и утвердить Планы организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологический обстановки для персонала компании и для каждого из судов с отражением особенностей его эксплуатации.

Судоходные компании должны предусмотреть в плане действия экипажа, направленные на предупреждения распространения коронавируса. В частности, определить взаимозаменяемость членов экипажа на судне, установить численность и состав аварийной группы, оказывающей содействие судовому врачу (при наличии) и другим медицинским работникам, обеспечивающим жизнедеятельность больных. Также в нем должны содержаться контактные адреса судоходной компании, санитарных властей порта или региона для установления связи и получения необходимого содействия при наличии на борту больного или подозрении на заболевание, а также учитываться другие важные аспекты безопасной работы.

Рекомендации распространяются на суда под государственным флагом РФ независимо от района плавания, а также на теплоходы под иностранными флагами, заходящие в российские порты.

Владельцам портовых средства (терминалов, причалов) рекомендуется разработать планы, где они должны отразить перечень мер, которые будут предприняты в трех режимах: действующих ограничений, предусматривающих введение необходимых и достаточных мер для безопасного функционирования морского и речного транспорта в условиях неблагоприятной эпидемиологический обстановки; режиме снятия ограничений, определяемом поэтапно субъектами РФ; режиме профилактических мер, реализуемых в условиях нормальной работы предприятий морского и внутреннего водного транспорта.

В документе есть рекомендуемые организационные и медико-санитарные меры, которые помогут предотвратить попадание и распространение коронавируса на судах. Например, описана безопасная работа вахтенного, который, в частности, должен постоянно носить средства индивидуальной защиты (перчатки, лицевую маску, защитные очки), иметь возможность бесконтактно измерить температуру всех лиц, входящих на судно, и не допускать на борт никого с температурой выше 37,2°C. Кроме того, когда это возможно, должна быть обеспечена безопасная дистанция в 1,5 метра между вахтенным и посетителем, а приходить на борт можно только в маске. Также перечислены необходимые меры по дезинфекции и контролю за здоровьем экипажа. Отдельные разделы рекомендаций касаются пассажирских судов, действий в режиме снятия ограничений или профилактических мер, а также в случае обнаружения угрозы инфицирования или признаков заболевания на борту.

Полностью ознакомиться с рекомендациями можно здесь.

Действительно очень важно, чтобы каждый моряк понимал, что ему нужно делать в условиях пандемии, как обезопасить себя и своих коллег от заражения. Однако, как отметил главный правовой эксперт Российского профсоюза моряков (РПСМ) Валерий Нефедов, этот документ никак не решает проблемы с отсутствием единого порядка смены экипажей по всей стране, которое создает огромное количество проблем для моряков и судовладельцев.

Напомним, что несмотря на то, что Роспотребнадзор дал разъяснения, согласно которым 14-суточная изоляция всех лиц, прибывающих на территорию РФ, не распространяется на членов экипажей морских и речных судов, в каждом регионе местные власти руководствуются собственными правилами. В итоге ограничительные меры так или иначе распространяются на экипажи, прибывшие в порты Приморского, Хабаровского, Краснодарского краев, Мурманской области и Санкт-Петербурга. Моряков держат на судах, неправомерно и необоснованно используя их в качестве обсерваторов вопреки праву членов экипажей на охрану их жизни и здоровья, а также на отдых, или в лучшем случае направляют в береговые обсерваторы.

В этой связи РПСМ обращался к председателю Правительства РФ с предложением поручить Минтрансу РФ и Роспотребнадзору установить единый порядок смены российских экипажей в морских портах страны, учитывая особенности судоходства и разъяснения главного санитарного врача РФ о том, что эта категория работников не проходит самоизоляцию при смене экипажей, а лишь должна соблюдать правила личной гигиены и пользоваться средствами индивидуальной защиты.

– Как нам известно, Аппаратом Правительства РФ дважды, 6 и 21 апреля, давались поручения по решению этого вопроса Роспотребнадзору, Минтрансу РФ и Правительству Мурманской области, – рассказал Валерий Нефедов. – Однако никакой информации о том, к каким итогам это привело, в нашем распоряжении не имеется. Вместо этого почему-то появилась информация о решении оперативного штаба Минтранса России по противодействию новой коронавирусной инфекции, поручить Росморречфлоту подготовить соответствующее обращение к главам регионов, судьба которого, кстати, тоже до сих пор неизвестна. Теперь же мы узнаем о совершенно другом решении Минтранса РФ и Роспотребнадзора, которое не решая по существу предложения РПСМ, накладывает новую нагрузку на моряков, которым теперь нужно будет соответствовать большому числу требований. К тому же неясно, как Минтранс и Роспотребнадзор собираются внедрять эти рекомендации в отношении судов под иностранными флагами? Во-первых, это юрисдикция другого государства, а во-вторых, сам документ составлен на русском языке.

По материалам Федерального агентства морского и речного транспорта

↑ 

Наверх