27.11.2020

Вооруженная охрана на борту – не панацея против пиратства

Похищения моряков пиратами участились, и судовладельцы все чаще задумываются над размещением вооруженной охраны на судах, работающих в водах Западной Африки. Тем временем эксперты по безопасности считают, что ажиотажного спроса на услуги охранных фирм, который наблюдался во время разгула сомалийских пиратов, ожидать не стоит, да и делало бы оно плавание в этих водах более безопасным – еще вопрос.

Отметим, что число пиратских нападений у берегов Нигерии и соседних стран резко возросло с окончанием сезона дождей. Как рассказал глава службы морской безопасности Балтийского и международного морского совета (BIMCO) Якоб Ларсен, сегодня вооруженная охрана все чаще входит в список пожеланий судовладельцев, теплоходы которых направляются в Гвинейский залив. А базирующаяся в Великобритании компания Ambrey, оказывающая услуги в области военно-охранной деятельности на море, заявила, что в Западной Африке на фоне роста угрозы наблюдаются «более активные меры по обеспечению безопасности».

При этом рынок военно-охранных услуг сегодня представлен гораздо меньшим количеством игроков, чем всего лишь десять лет назад, поскольку падение цен на услуги привело к консолидации организаций. Директор PCA Maritime Питер Кук, основатель ныне уже несуществующей Ассоциации охранных морских компаний (Security Association for the Maritime Industry), сказал, что на пике своей деятельности – в 2012 году – группа насчитывала 180 членских организаций. Спустя всего четыре года, в 2016 году, их количество сократилось до 100.

По оценкам специалиста, в настоящее время действует от 50 до 60 частных морских охранных компаний, из которых 43 сертифицированы в соответствии со стандартом Международной организации по стандартизации (ISO). По его словам, более 80% рынка поделили между собой 10-12 из них. «Отрасль жива и здорова, хотя и стала более компактной и, несомненно, более рентабельной, чем это было в самом начале», – сказал Кук.

Несмотря на это консультанты по безопасности заявляют, что различия между пиратской угрозой в Восточной и Западной Африке позволяют предположить, что сильного спроса на услуги охранных компаний сегодня все же ждать не приходится, так как большинство государств Гвинейского залива запрещают присутствие иностранной вооруженной охраны в своих территориальных водах, а некоторые с подозрением относятся даже к невооруженной охране. Бенин, правда, в этом году разрешил судам в своих водах размещать на борту иностранную вооруженную охрану, однако сходить на берег с оружием они не имеют права.

Тем временем в некоторых государствах залива наличие подобной защиты может только привести к лишним проблемам. Так, по сообщениям местных СМИ, в апреле прошлого года военно-морские силы Нигерии арестовали девять охранников, среди которых были греки и американец, по подозрению в пиратстве, конфисковав их винтовки и боеприпасы. К тому же морские условия в регионе считаются небезопасными для организации «плавучих оружейных складов», которые некоторые частные военные охранные компании используют, чтобы избежать юридических трудностей в вопросе хранения оружия.

Еще одна проблема этой сферы сегодня – качество подготовки кадров: по словам Джузеппе Триццино, основателя расположенной в Риме компании Praesidium International, оказывающей услуги в области консультирования по безопасности, оно в наши дни резко упало вместе с ценами на услуги. Опытные охранники ушли из отрасли и стала распространяться практика поддельных документов, подтверждающих квалификацию сотрудников.

Поскольку западноафриканские пираты лучше вооружены, более боеспособны и агрессивны, чем сомалийские разбойники, по мнению Триццино, их столкновение с неопытными вооруженными охранниками может привести к ранениям или гибели людей. «Если бы Западная Африка допустила на борт вооруженную охрану, это было бы полной катастрофой», – считает он.

Однако она в Гвинейском заливе в определенной форме все же присутствует. Как отметил партнер Dryad Global Манро Андерсон, запрет на иностранную военную охрану заставил компании проявить изобретательность, и большинство из них стали предлагать посреднические охранные услуги, которые непосредственно оказывали сотрудники местных ВМС. В разных странах они различались по стоимости, качеству и надежности.

Также частники предлагали свои суда для размещения военных. Однако стоимость сопровождения судна местной военной охраны составляет около 10 000 долларов в день. Такие дополнительные расходы небольшие теплоходы, которых в Гвинейском заливе много, не могут себе позволить, а значит, остаются без защиты, заключил Андерсон.

По мнению господина Триццино, в любом случае лучшая гарантия безопасности – это соответствующая подготовка экипажа и выполнение рекомендованных мер по защите судов. «Наличие цитадели и умение оперативно воспользоваться ею – это защита номер один для теплоходов в этих водах», – считает он.

– Сложно сказать, действительно ли иностранная вооруженная охрана в Гвинейском заливе привела бы к катастрофе, как утверждает один из экспертов, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – Возможно, следовало бы просто более внимательно следить за подготовкой работников этой сфере и обеспечить им лучшие условия труда – летом, например, появлялись сведения о том, что сотрудники частных охранных служб не только подолгу не могут списаться, но и часто живут в тяжелых условиях, к тому же не получая зарплату от работодателя. Ясно, что справиться с защитой теплохода от вооруженных и агрессивных нападающих могут только настоящие профессионалы, которых подобное отношение вряд ли привлечет. Однако в одном точно можно быть уверенными: даже без охраны лучшее оружие моряка – это внимательность, следование рекомендациям судовладельца и специально разработанных руководств, в частности «Наиболее эффективным методам повышения безопасности на море для судов и моряков у побережья Западной Африки, включая Гвинейский залив» (BMP WA).

По материалам lloydslist.maritimeintelligence.informa.com

↑ 

Наверх