04.02.2021

Выпускать «не велено»

На одном причале в порту Калининград стояли исландский теплоход Hav Scandic под флагом Фарер и рижский Rix Gulf под португальским флагом.

На первом труд филиппинцев оплачивается из расчета 2050 долларов США для матроса. На судне есть договор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) формы TCC, подписанный Исландским профсоюзом моряков в лице инспектора Ионаса Гардарссона.

На втором судне работают россияне и украинцы, ставка матроса составляет 1540 долларов США. Здесь тоже есть договор МФТ, но формата IBF, подписанный Латвийским профсоюзом моряков торгового флота. К профсоюзу у моряков вопросов нет, жалоб на компанию Rix Shipmanagement – тоже.

Претензия – что у этого экипажа, что у другого, с судна Rix River под флагом Кипра, стоявшего дальше по причалу, одна: отчего нас, граждан РФ, не пускают на берег исключительно в России?

«Сход на берег разрешают повсеместно в Скандинавии, хотя в конце января закрыли Данию. Без проблем выходим в Германии и Нидерландах, Польше и государствах Балтии. А в России в первые часы стоянки агент вручил официальное уведомление, что в связи с некими «иммиграционными правилами» сход на берег запрещен до 1 марта 2021 года. По какому закону?».

Инспекторам Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков тоже стало интересно, по какому. На сайте Роспотребнадзора никакой информации на этот счет нет. Есть дополнительные ужесточения для тех, кто, например, прибыл из Китая, к которому недавно добавились Британия, Ирландия и Португалия, но ни слова про те страны ЕС, откуда пришли оба судна с гражданами РФ на борту.

Впрочем, такие неформальные запреты начались еще с конца лета. Ориентировочно с августа, хотя в официальных постановлениях и на сайтах компетентных органов про ужесточение правил ни слова, людей больше не выпускают в город.

Пограничники звонят в санитарно-карантинный пункт в Балтийске, откуда анонимный голос сообщает, что выпускать «не велено», после чего моряку-гражданину РФ мягко рекомендуют оставаться на борту. В противном случае на обратном пути с него потребуют справку об отсутствии COVID-19. При этом экспресс-диагностики в Калининграде нет и не было, а стандартный тест делается не менее 30 часов. Ждать моряка теплоход не будет. Именно так выглядят и работают «иммиграционные правила», за реализацию которых никто юридической ответственности не несет.

«Знаете, – сказал капитан одного из судов, – хоть я и половина моряков – калининградцы, мы домой и сами не пойдем. Мало ли что я туда занесу, и неизвестно, с чем вернусь обратно на судно после поездки на такси. Мы живем в безопасном оазисе, и я внушаю экипажу, что лучшая вакцина – это уверенность, что не заболеешь. И народная медицина, начиная с раствора перекиси водорода, тоже работает».

В общем, наши люди традиционно выживают сами по себе и к официальным циркулярам относятся с юмором. На обоих судах радуются, что имеют работу и она долго не заканчивается. Хотя район плавания  – Западная Европа, а не Австралия, практически закрытая до прихода весны, и регулярная смена морякам гарантирована по первому требованию. Вот тогда они и пойдут домой.

Вадим Мамонтов, председатель КРО РПСМ

↑ 

Наверх