РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
«При найме в контракте работника обязательно должна
указываться страховая сумма, которая выплачивается родственникам либо
пострадавшему в случае смерти или потери трудоспособности моряком в период
действия контракта», – считает председатель Дальневосточной региональной
организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов. Однако в настоящий
момент это далеко не всегда так, что приводит к возникновению сложностей при
выплатах. В связи с этим недавно ДВРО РПСМ направила обращение в
Дальневосточную транспортную прокуратуру, в котором просила осуществить
проверку выполнения российскими судовладельцами пункта 2 статьи 60 Кодекса
торгового мореплавания, непосредственно касающегося страхования жизни и
здоровья членов экипажей судов под российским флагом.
«В Дальневосточную региональную организацию обращаются члены
семей моряков, которые погибли или
получили травмы на судах морского флота, – говорилось в обращении. – После
расследования этих несчастных случаев выясняется, что хотя их жизнь была
застрахована в страховых компаниях судовладельцами, родственники моряков
сообщали нам о том, что никаких страховых сумм не получали».
В связи с этим ДВРО РПСМ провело собственный небольшой
анализ ситуации, который показал, что ни на одном из проверенных организацией
за последнее время российских судов в документах не были указаны суммы
страхования. При этом, как рассказал Николай Суханов, в разговорах с профсоюзом
некоторые страховщики заявили, что родственники получат страховку в размере
суммы, указанной в трудовых договорах моряков или в коллективном договоре с
профсоюзом. Ни того, ни другого на всех проверенных в последнее время
теплоходах не было.
«Кроме того, например, судовладелец компании «НБАМР»
застраховал жизнь моряка с БМРТ «Ардатов» на 150 тысяч рублей и после его
смерти получил эту сумму сам, – рассказал Николай Суханов. – Некоторые
российские компании страхуют моряков у иностранных страховщиков, что затрудняет
общение с ними родственников. По нашему мнению, судовладельцы, обязанные по
закону получать страховые сертификаты, экономят средства и договариваются об
удобных им самим условиях, при этом должным образом не страхуют моряков, а
страхуют лишь свои риски в случае их гибели».
В ответе прокуратуры в адрес ДВРО РПСМ сообщается, что в
соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской
Федерации, судовладелец обязан застраховать в том числе жизнь и здоровье членов
экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.
Согласно пункту 2 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации,
страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается
обязанность страховать в качестве страхователей в том числе жизнь, здоровье
других, является обязательным страхованием.
При этом в письме сообщается, что пунктом 4 статьи 3 Закона
РФ «Об организации страхового дела в РФ» установлено, что условия и порядок
осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о
конкретных видах обязательного страхования. Такой ФЗ должен содержать
положения, предусматривающие в числе прочих субъекты страхования (страховщиков,
страхователей, выгодоприобретателей), минимальный размер страховой суммы или
порядок ее определения, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательств субъектами страхования. На сегодняшний день такой закон в сфере
страхования жизни и здоровья членов экипажей морских судов не принят,
соответственно, не определены специальные требования к страховым организациям,
в том числе к государствам их регистрации, к получателям страховых сумм в случае
гибели моряка, порядку расчета и размера минимальных страховых сумм.
Однако, как подчеркивается в письме, данные обстоятельства
не препятствуют обращению застрахованных лиц (наследников) в страховую компанию
либо к судовладельцу с требованием произвести выплаты.
Вместе с тем из ответа следует, что представленная ДВРО РПСМ информация будет
использована транспортными прокурорами при осуществлении надзора за соблюдением
трудовых прав членов экипажей морских судов, а также для подготовки и внесения
предложений о совершенствовании федерального законодательства.
Также в ведомстве сообщили, что после обращения профсоюза транспортными
прокурорами Дальнего Востока России проанализировано исполнение несколькими
транспортными компаниями обязанности по страхованию жизни и здоровья членов
экипажей принадлежащих им судов. По результатам рассмотрения нарушители
законодательства привлечены к дисциплинарной ответственности.
«Таким образом в вопросах страхования моряков остается много темных пятен и неопределенностей, с которыми профсоюз намерен бороться, – отметил Николай Суханов. – Со своей стороны мы призываем членов экипажей быть внимательными при подписании трудового договора с судовладельцем, обращать внимание на размер заработной платы и конкретную сумму страхования в случае получения травмы, увечья или смерти».
Фотография – Yandex
Наверх