17.05.2022

Страхование жизни и здоровья членов экипажа – проблемный вопрос с точки зрения профсоюза

«При найме в контракте работника обязательно должна указываться страховая сумма, которая выплачивается родственникам либо пострадавшему в случае смерти или потери трудоспособности моряком в период действия контракта», – считает председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов. Однако в настоящий момент это далеко не всегда так, что приводит к возникновению сложностей при выплатах. В связи с этим недавно ДВРО РПСМ направила обращение в Дальневосточную транспортную прокуратуру, в котором просила осуществить проверку выполнения российскими судовладельцами пункта 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания, непосредственно касающегося страхования жизни и здоровья членов экипажей судов под российским флагом. 

«В Дальневосточную региональную организацию обращаются члены семей моряков,  которые погибли или получили травмы на судах морского флота, – говорилось в обращении. – После расследования этих несчастных случаев выясняется, что хотя их жизнь была застрахована в страховых компаниях судовладельцами, родственники моряков сообщали нам о том, что никаких страховых сумм не получали».

В связи с этим ДВРО РПСМ провело собственный небольшой анализ ситуации, который показал, что ни на одном из проверенных организацией за последнее время российских судов в документах не были указаны суммы страхования. При этом, как рассказал Николай Суханов, в разговорах с профсоюзом некоторые страховщики заявили, что родственники получат страховку в размере суммы, указанной в трудовых договорах моряков или в коллективном договоре с профсоюзом. Ни того, ни другого на всех проверенных в последнее время теплоходах не было.

«Кроме того, например, судовладелец компании «НБАМР» застраховал жизнь моряка с БМРТ «Ардатов» на 150 тысяч рублей и после его смерти получил эту сумму сам, – рассказал Николай Суханов. – Некоторые российские компании страхуют моряков у иностранных страховщиков, что затрудняет общение с ними родственников. По нашему мнению, судовладельцы, обязанные по закону получать страховые сертификаты, экономят средства и договариваются об удобных им самим условиях, при этом должным образом не страхуют моряков, а страхуют лишь свои риски в случае их гибели».

В ответе прокуратуры в адрес ДВРО РПСМ сообщается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, судовладелец обязан застраховать в том числе жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

Согласно пункту 2 статьи  927 Гражданского кодекса Российской Федерации, страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей в том числе жизнь, здоровье других, является обязательным страхованием.  

При этом в письме сообщается, что пунктом 4 статьи 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» установлено, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Такой ФЗ должен содержать положения, предусматривающие в числе прочих субъекты страхования (страховщиков, страхователей, выгодоприобретателей), минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования. На сегодняшний день такой закон в сфере страхования жизни и здоровья членов экипажей морских судов не принят, соответственно, не определены специальные требования к страховым организациям, в том числе к государствам их регистрации, к получателям страховых сумм в случае гибели моряка, порядку расчета и размера минимальных страховых сумм.

Однако, как подчеркивается в письме, данные обстоятельства не препятствуют обращению застрахованных лиц (наследников) в страховую компанию либо к судовладельцу с требованием произвести выплаты.

Вместе с тем из ответа следует, что  представленная ДВРО РПСМ информация будет использована транспортными прокурорами при осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав членов экипажей морских судов, а также для подготовки и внесения предложений о совершенствовании федерального законодательства.

Также в ведомстве сообщили, что после обращения профсоюза транспортными прокурорами Дальнего Востока России проанализировано исполнение несколькими транспортными компаниями обязанности по страхованию жизни и здоровья членов экипажей принадлежащих им судов. По результатам рассмотрения нарушители законодательства привлечены к дисциплинарной ответственности.

«Таким образом в вопросах страхования моряков остается много темных пятен и неопределенностей, с которыми профсоюз намерен бороться, – отметил Николай Суханов. – Со своей стороны мы призываем членов экипажей быть внимательными при подписании трудового договора с судовладельцем, обращать внимание на размер заработной платы и конкретную сумму страхования в случае получения травмы, увечья или смерти».

Фотография – Yandex

↑ 

Наверх