03.10.2022

Незамеченная вовремя коррозия может привести к опасным поломкам

Береговая охрана США делится  уроками, извлеченными из несчастного случая, в  результате которого член экипажа судна получил серьезную травму. Этот инцидент обращает внимание на риски, связанные с подъемными скобами. 

Так, при перемещении крышки люка три подъемные скобы из четырех сломались, что привело к неконтролируемому отскоку узла подъемного стропа – он ударил члена экипажа по голове. Три сломанные скобы имели одинаковые дефекты: под краской на внутренней части значительная их часть оказалась повреждена коррозией. Вполне вероятно, что сначала сломалась только одна скоба, что мгновенно удвоило нагрузку на две соседние, которые, утратив прочность из-за самопроизвольного разрушения, тоже сломались. 

После инцидента береговая охрана проверила правильность расположения подъемных скоб на крышке люка – их места крепления соответствовали всем имеющимся чертежам и проектным схемам. Однако выяснилось, что с момента установки скоб в середине 1980-х годов никаких проверок технического состояния не проводилось – записей об этом не нашлось. Также отсутствовали сведения о замене подъемных скоб, что указывало на то, что они, вероятно, находились «под открытым небом» в течение нескольких десятилетий.

Стоит отметить, что существуют требования к конструкции и эксплуатационным испытаниям швартовной арматуры, погрузочно-разгрузочных кранов и связанного с ними оборудования, однако не предусмотрено обязательных периодических проверок для скоб общего назначения. Следовательно, подобные поломки могут возникнуть при отсутствии надлежащего плана проверки и технического обслуживания.

Береговая охрана США настоятельно рекомендует владельцам и операторам судов незамедлительно составить перечень всех скоб и других приспособлений для подъема и крепежа, потенциально представляющих повышенную опасность. Среди факторов риска – длительность эксплуатации, воздействие погодных условий и величина испытываемой нагрузки. В совокупности это может привести к коррозии, что увеличит риск деградации механических свойств материала конструкций, и потере прочности. Чтобы исключить риски следует провести тщательный осмотр всех подъемных креплений на наличие повреждений, скрытой коррозии и других дефектов. Рекомендуется также организовать звуковую дефектоскопию, испытания на усталость или даже замену износившихся конструкций. При этом нельзя игнорировать инструкции производителя: нагрузка на проверяемые конструкции не должна превышать допустимые пределы.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что без надлежащего регулярного осмотра и своевременной замены палубное оборудование, выполняющее определенное назначение на борту и составляющее часть корпуса судна, может прийти в негодность, в том числе из-за коррозии. Поэтому в РПСМ рекомендуют установить график технического обслуживания для периодической проверки всех подъемных скоб и крепежных конструкций с учетом степени их износа.

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото Roger McLassus/Википедия


↑ 

Наверх