02.02.2023

«Оказать помощь терпящему бедствие – святая обязанность любого моряка»

Многим морякам за свою карьеру удается хоть раз побыть героями. Капитану Сергею Васильеву такая возможность выпала дважды: летом 2022 года экипаж  балкера Nordic Qinngua с ним во главе провел блестяще организованную и в определенной степени уникальную спасательную операцию, а в 2013 году именно под его управлением балкер NS Yakutia в рекордные на тот момент сроки совершил переход по Севморпути. «Профсоюзная морская газета» Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков поговорила с капитаном о его пути в профессии, о том, как ему и его команде удалось сохранить жизни двум затерявшимся в море датчанам, и о проблемах современных моряков.

С пяти лет отвечал: «Буду моряком!»

Сергей родился на Урале, но уже с детства знал, что будет моряком.

– В действительности я тогда еще не видел моря, но родители читали мне книжки, и эта романтика дальних странствий меня манила, как магнитом, – вспоминает Сергей Викторович. – И когда меня спрашивали, кем я хочу стать, я с 5 лет неизменно отвечал: «Моряком!»

Мечте суждено было сбыться – через много лет на юге страны. Во время службы в ВМФ он узнал об открывшейся в Новороссийске морской «вышке». Так, в 1977 году Сергей Васильев стал курсантом Новороссийского высшего инженерного морского училища. С этого времени началось его становление как морского профессионала. Впереди – тысячи морских миль, миллионы тонн жизненно важных грузов, десятки разных судов и экипажей и – все моря мира! «Я не был только в Антарктиде, – смеется капитан. – Правда, и туда меня однажды звали возить туристов».

Как русские европейцев спасали

Везти пассажиров на судне все же довелось, правда, при весьма экстремальных обстоятельствах. 18 августа 2022 года четвертый помощник балкера Nordic Qinngua, шедшего с грузом руды из Канады на Фарерские острова, принял сигнал бедствия от береговой охраны Великобритании. Вахтенный сразу же доложил об этом капитану. В 500 милях от побережья на хлипком плотике среди огромных волн дрейфовали два датчанина. Гребцы попали в сильный шторм по пути из Майами домой на Фарерские острова. Их лодка затонула, спортсмены перебрались на надувной плот и по спутниковой связи обратились за помощью. Российский капитан не колебался:

– Это святая обязанность любого моряка – оказать помощь терпящему бедствие. Спасательная операция получилась очень сложной: шторм на море был 7 баллов. Наше судно 230 метров в длину, 38 в ширину и груза с нами 94 тысячи тонн – огромный тяжеловоз! А тут плотик в волнах. Над ним кружил британский самолет, а сделать ничего не мог.

В ход пошло все для спасения – круги, трапы, сетки. Капитан предпринимал все новые попытки поставить судно так, чтобы датчане не попали под винт и при этом сумели зацепиться за спасательные средства. Операция длилась пять часов и благодаря профессионализму моряков завершилась успешно. Оценили его не только спасенные: позже экипаж получил благодарственные телеграммы от представительства Фарерских островов и компании-работодателя BSM.

Специалисты говорят: в океане даже при крушениях торговых судов спастись удается далеко не всегда. На маленьком плоту в семибалльный шторм шансы уцелеть минимальные. «Наверное, им повезло, что именно мы оказались рядом», – полушутя заметил капитан.

В операции принимал участие каждый член российско-филиппинской команды балкера. Делились сухой одеждой, дали горячее питание и питье, размещали в каютах. Оправившись от шока, датчане принялись благодарить моряков за чудесное спасение. Сообщили родным, что жизнь им спас русский капитан.

Добрый капитан

В 42 года Сергей Викторович стал во главе огромного механизма – торгового судна. К нему всегда тянулись люди, ведь под его руководством легко работать представителям любых национальностей. «Наверное, я добрый капитан, – смеется Васильев. – На самом деле, чтобы руководить экипажем, нужно просто оставаться справедливым и честным. Ведь в узком кругу маски слетают очень быстро, и все понимают, кто ты в действительности. Конечно, редко кто из членов экипажа станет возражать капитану, но если он несправедлив, то люди будут избегать работать с ним».

А еще в море ему не раз помогала… интуиция. Капитан объясняет: «Бывает, кажется, что все стабильно на судне, спокойно идем. Ложишься отдохнуть и только начинаешь дремать – тебя словно какая-то сила поднимает! Бежишь на мостик и успеваешь точно вовремя, чтобы избежать неприятности. Хорошая интуиция вкупе с профессиональным опытом дают возможность просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед».

Суровые восточные моря

Умение стратегически мыслить очень пригодилось капитану Васильеву, когда в 2013 году ему доверили провести груженый балкер из Мурманска в Китай по новому глубоководному маршруту севернее архипелага Новосибирских островов. Сергей Викторович признается – в таких сложных условиях работал впервые. И добавляет: его, коренного уральца, арктические морозы, конечно, не напугали. В остальном капитан подготовился к знаковому рейсу по СМП архисерьезно:

– Каждую лоцию по каждому морю проштудировал от корки до корки. А моря там суровее, особенно к востоку. Естественно, при работе во льдах рисков больше. Осторожность, конечно, нужна серьезная, промеры делали очень внимательно. Айсберги там редко попадаются, а толщина льда где-то полтора-два метра. Если вдруг что-то прозеваешь – где ремонтироваться? До ближайшей базы три тысячи километров. Не зря требования Полярного кодекса очень жесткие и в части технического состояния судна, и к профессиональной подготовке и опыту экипажа.

Футболисты 1986-го

Сергею Викторовичу довелось поработать в судоходстве в два совершенно разных периода. Он помнит грандиозный ручной труд, на смену которому пришла автоматика. «Раньше моряк во многом опирался на приобретенный опыт, а сейчас на все есть чек-листы, – говорит капитан. – Сделать шаг в сторону от этого контрольного списка он уже не может, теряется, говорит: «Нас этому не учили». Мы могли раскидать гирокомпас или перебрать радар с закрытыми глазами. Сейчас молодые штурманы считают, что для этого есть электромеханики».

Говоря о плюсах современных тенденций, капитан отмечает усовершенствованное в разы навигационное оборудование, сокращение расхода топлива и внедрение высоких экологических требований. «Стоимость современного судна, к примеру, 50 миллионов долларов, – рассуждает он. – Естественно, судовладелец очень тщательно отбирает команду, которой можно доверить управление. Поэтому профессионализм сегодняшних моряков должен быть даже выше, чем раньше».

Однако есть у технологического прорыва и обратная сторона: социальная изоляция. «Теперь люди сутками не вылезают из смартфонов, сидят, уткнувшись в экран, – констатирует Сергей Викторович. – Могут три-четыре человека поиграть в какую-то настольную игру, но, в основном, все по каютам. А раньше мы собирались большой дружной компанией в курилке, в салоне отдыха. И каждый вечер – коллективный просмотр фильмов».

На вопрос, судоходство какого периода нравится ему больше, Васильев задумывается, а затем мысленно возвращается в 1986-ой – год очередного триумфа сборной Аргентины по футболу и Диего Марадоны: «Шел чемпионат мира по футболу. Мы стояли в Алжире, рядом много иностранных судов. Выгрузка в те годы занимала гораздо больше времени, и мы решили устроить свой чемпионат. В экипаже – 34 человека, любителей футбола среди нас было достаточно. Сформировали команду и каждый вечер выходили на причал играть с экипажами соседних судов. Помню, в тот раз немцы выиграли у нас, а мы – у бразильцев. Конечно, это было настоящее морское братство, дружба. Я тогда и мир посмотрел, ведь темпы перевозок были совсем другие».

После Союза

Как-то само собой разговор зашел о распаде биполярного мироустройства. Капитан качает головой: «Раньше все было сбалансировано. Те же пираты – мы только в книжках о них читали! А потом они стали реальной угрозой, начались нападения. Но, к счастью, с пиратами я не встречался. Если и заходили в потенциально опасные районы, то всегда брали охрану на борт».

Он подтверждает – политическая обстановка так или иначе влияет на торговое судоходство. И сегодня морякам очень непросто: есть трудности с получением виз и авиасообщением, а те немногие банки, которые не попали под санкции, вводят огромные комиссии за хранение валютной зарплаты. Но атмосфера в экипажах при этом, к счастью, остается дружелюбной, ведь работодатель настоятельно рекомендует: политические темы на борту не обсуждать. «Столько всего происходит в сегодняшнем нестабильном мире, что, порой, хочется оказаться в информационном вакууме, – добавляет капитан. – Мне в этом отлично помогает хорошая книга: сказка или фантастика. Позволяет на время отключиться от происходящего, отдохнуть и перезагрузиться».

Источник – ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх