05.06.2023

Меры по обеспечению безопасности при заходе в ливийские порты

Страховой клуб Gard рекомендует торговому флоту принимать меры по обеспечению безопасности при заходе во все ливийские порты – оценивать безопасность и обеспечивать включение соответствующих предупредительных мер в план охраны судна, а если маршрут проходит вблизи ливийского побережья, – держаться севернее 34-00 северной широты. По состоянию на конец мая 2023 года, порты Фарва, Бури, Мелитта, Завия, Триполи, Аль-Хомс, Мисурата, Эс-Сидер, Рас-Лануф, Марса-эль-Брега, Зуейтина, Бенгази, Дерна и Тобрук/Марса-эль-Харига работают, а Сирт – закрыт. 

Рекомендации

Для судов, заходящих в Ливию или проходящих вблизи побережья, Gard рекомендует соблюдать международные законы торгового судоходства, прокладывать маршрут только по признанным морским путям, проявлять особую осторожность при прохождении районов к югу от 34-00 северной широты, а также запрашивать у ближайшей береговой станции актуальную информацию о безопасной линии пути.

Помимо этого рекомендации включают и другие меры предосторожности. Так, несмотря на то, что ливийские портовые власти отменили NSZ (no sail zone), в страховом клубе отмечают, что лучше избегать плавания в этой зоне при приближении к восточным берегам Ливии. Заблаговременно до прибытия в любой ливийский порт сообщать местному агенту о предполагаемом рейсе и типе груза, подлежащего выгрузке/погрузке, чтобы у агента было достаточно времени для уведомления властей. Немаловажно поддерживать тесный контакт с местными портовыми властями, судовым агентом или местным страховщиком, администрацией флага для получения самой надежной информации и актуальных инструкций.

Что касается танкеров, загружающихся в ливийских портах, то Gard рекомендует пройти все предварительные проверки и выполнить меры по обеспечению соблюдения требований, чтобы гарантировать, что погрузка санкционирована Национальной нефтяной корпорацией Ливии – NOC обладает исключительными правами и контролем над экспортом нефти из страны. Так, оператор, нанимающий судно для рейсов в страну, должен запросить у фрахтователя сертификат происхождения груза, в котором указано, что грузоотправитель действительно является NOC или уполномоченным юридическим лицом Национальной нефтяной корпорацией Ливии. Фрахтователь должен установить подлинность грузовладельца и убедиться в том, что он уполномочен на законных основаниях отправлять нефтяные грузы из страны. У грузоотправителя должна быть возможность предоставить письмо или документ, подтверждающий, что он уполномочен NOC на отправку груза. После завершения грузовых операций и таможенной очистки груза танкеры, доставляющие мазут в Ливию, должны выходить непосредственно из ливийских вод. Любые отклонения или задержки местные власти могут счесть подозрительными.

До захода в воды США

В соответствии с последними рекомендациями по охране портов (Port Security Advisory) Береговой охраны США (USCG), принимаемые в ливийских портах меры по борьбе с терроризмом не являются эффективными. Для того, чтобы после Ливии получить разрешение на заход в Штаты, суда должны выполнить ряд условий. Среди них – принятие мер в соответствии с планом охраны судна, эквивалентные уровню безопасности 2, на время нахождения в Ливии; обеспечить на время стоянки в ливийском порту охрану каждой точки доступа на судно и организовать круговое наблюдение с борта в пределах видимости – как в сторону берега, так и моря; попытаться оформить план безопасности судна в порту Ливии; регистрировать все предпринимаемые меры по охране судна в судовом журнале; сообщить о предпринятых мерах капитану Береговой охраны США соответствующего порта до захода в территориальные воды США.

Судну, которое не выполнит приведенные выше условия, может быть отказано в разрешении на заход в Штаты. Полный список портов, в которых антитеррористические меры считаются неэффективными, а также соответствующие условия въезда содержатся в уведомлениях, которые можно найти на сайте Береговой охраны США в разделе International Port Security Programs.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что ситуация в Ливии остается нестабильной. «Прежде чем отправляться в рейс, изучите маршруты следования, взвесьте все за и против работы в неспокойных районах плавания», – добавляют в РПСМ. 

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – Gard


↑ 

Наверх