06.06.2023

Нарушение требований СУБ и Кодекса безопасной рабочей практики для  моряков торгового флота привело к трагическим последствиям

Недавно Морской департамент Гонконга выпустил информационный бюллетень, в котором описал случай на танкере, произошедший во время разгрузки нефти на причале. Так, палубная команда с помощью судового крана убирала  переносную алюминиевую сходню, которая  использовалась для перехода с причала на главную палубу. Два стропа соскользнули с крюка крана, в результате чего трап упал и сильно ударил находящегося поблизости матроса первого класса. От полученных травм моряк скончался. Во многом трагедия произошла в связи с нарушениями правил по безопасному подъему переносного трапа-сходни с использованием одобренных производителем подъемных приспособлений, а также требования держаться подальше от опасной зоны во время подъемных операций.

Все началось с того, что нефтеналивной танкер под флагом Гонконга пришвартовался в порту им. Джавахарлала Неру в Мумбаи для разгрузки. Палубной команде, в которую в том числе вошел один матрос первого класса (AB), поручили после завершения грузовых операций поднять переносной трап-сходню и переместить его в место хранения на главной палубе. Его поставили на время проведения грузовых операций для перехода с причала на главную палубу.

Один конец сходни находился на причале,  другой – на леерном ограждении главной палубы. Вместо того чтобы убрать трап, используя одобренное производителем составное подъемное приспособление, которое включает подъемное звено, соединяющееся с четырьмя канатными стропами, и крюк крана, переносной трап решили поднять с помощью судового крана и четырех строп с проушинами, каждая из которых по отдельности была напрямую соединена с крюком крана.

Перед тем, как переносной трап был поднят на уровень палубы, внутренние стропы провисли, поскольку внутренний конец переносного трапа держался на палубном леерном ограждении. Когда внешний конец переносного трапа немного приподняли над леерным ограждением палубы, натяжение строп на внешнем конце заставило переносной трап на мгновение повернуться внутрь, в результате чего внутренние тросы стропа соскользнули с крюка крана.

В результате внутренний конец переносного трапа упал на главную палубу и сильно ударил по АВ. Его нашли лежащим без сознания с кровью во рту. Несмотря на то, что пострадавшему  немедленно оказали первую помощь, включая сердечно-легочную реанимацию прямо на борту, а потом отправили в карете скорой помощи в местную больницу, спасти его, к сожалению, не удалось.

Помимо того, что экипаж не выполнил требования судовой Системы управления безопасностью (СУБ) и Кодекса безопасной рабочей практики для моряков торгового флота, расследование установило и другие сопутствующие факторы, способствовавшие трагическому происшествию. В частности, в процессе оценки рисков экипаж не выявил риск использования несоответствующих требованиям грузоподъемных приспособлений и не выполнил требование Кодекса о проведении инструктажа по ТБ перед началом работ. Также свою неэффективность продемонстрировали судовые учения по подъему переносного трапа-сходни. Неэффективной оказалась и коммуникация  между экипажем и береговым персоналом во время подъемной операции. Кроме того, опасные производственные факторы и связанные с ними риски не были включены в СУБ в качестве вопросов, которые должны обсуждаться в ходе инструктажа по ТБ.

Во избежание повторения подобных происшествий  в будущем, были даны следующие рекомендации:

– строго следовать требованиям судовой СУБ, изготовителя и Кодекса безопасной рабочей практики для моряков торгового флота, чтобы обеспечить безопасное выполнение операций по подъему переносных трапов-сходен;

– неукоснительно соблюдать требования Кодекса, предписывающие в обязательном порядке проводить инструктаж по ТБ перед началом работ;

– повысить эффективность судовых учений по подъему переносных трапов;

– обеспечить эффективную коммуникацию между всеми лицами, участвующими в подъемных операциях, включая береговой персонал;

Судовому менеджеру помимо этого важно проконтролировать, чтобы опасные производственные факторы  и связанные с ними риски были включены в Shipboard Management Manual («Руководство по управлению судном») и обеспечить строгое соблюдение членами экипажа его требований по проведению инструктажей по ТБ на борту.

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что соблюдение требований безопасности на борту – это не чья-то прихоть, а гарантия того, что члены экипажа не будут подвергаться смертельному риску при выполнении каждодневных задач. Поэтому придерживаться существующих правил порой жизненно необходимо.

По материалам Safety4Sea, фотография – Википедия by Event Horizon 299792 - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=117952253

Перевод  – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх