РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В Санкт-Петербурге 13-14 ноября 2024 года прошло заседание Совета Российского профсоюза моряков. Члены Совета — руководители региональных/территориальных/первичных организаций профсоюза собрались в городе на Неве, чтобы обсудить положение дел на местах, подвести итоги работы за год и наметить планы на ближайшее время.
Открылся Совет РПСМ с грустной ноты — минутой молчания почтили память бывшего председателя Балтийской территориальной организации РПСМ Александра Бодни. Александр Михайлович ушел из жизни в июле 2024 года. Он был одним из тех руководителей профкомов плавсостава, кто стоял у истоков создания Российского профсоюза моряков. За годы существования РПСМ он помог огромному количеству моряков, обратившихся в профсоюз, — никогда не отказывал в помощи тем, кому она была необходима.
После минуты молчания Совет РПСМ утвердил повестку дня и приступил к работе. Поздравив юбиляров, члены Совета единогласно проголосовали за кандидатуру главного технического инспектора труда РПСМ Евгения Хижняка, выдвинутую БТО РПСМ на награждение нагрудным знаком «Знак почета РПСМ». Напомним, что «Знак почета РПСМ» был учрежден в 2017 году и изготовлен на Монетном дворе Санкт-Петербурга. Кандидаты утверждаются сначала в первичных профсоюзных организациях, а затем на Совете РПСМ. За прошедшее время нагрудным знаком были награждены как моряки — капитаны и старпомы, так и работники профсоюза.
Совет РПСМ также ознакомился с итогами очного заседания Молодежного Совета РПСМ, который прошел 10-11 сентября 2024 года. Председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Севастополя, координатор Молодежного Совета РПСМ Артем Боев рассказал, что участники обменялись опытом и обсудили темы мотивации профсоюзного членства среди курсантов (студентов) и создания цеховых организаций в профильных учебных заведениях. В рамках реализации Стратегии РПСМ по справедливому переходу в программах устойчивого развития в морской отрасли РФ до 2030 года инициативной группой был разработан план работы на 2024-2025 гг., а также отмечена необходимость продолжать эффективный социальный диалог, чтобы права и интересы моряков учитывались при применении новых технологий в морской отрасли.
Он отметил, что технический прогресс не стоит на месте, заставляя задумываться о будущем тружеников флота. Автоматизация судоходства, переход на новые виды топлива и возобновляемые источники энергии влекут за собой, с одной стороны, сокращение рабочих мест, с другой — поднимает вопрос о переподготовке морских специалистов: кому-то из них предстоит работать на берегу, кому-то — получить дополнительное образование, чтобы работать на так называемых «зеленых» современных судах. Внедрение альтернативных видов топлива в связи с изменением климата требует от моряков специальных знаний и навыков.
Члены Совета отметили, что справедливый переход в программах устойчивого развития в морской отрасли РФ — важный процесс, в который так или иначе будет вовлечено большинство моряков, поэтому было решено вернуться к этому вопросу на следующем заседании Совета, который пройдет весной 2025 года.
Что касается положения дел на местах в регионах, то по-прежнему актуальной проблемой остается оформление и получение пропусков для прохода в порт для встречи на судах с членами РПСМ. Это, как известно, право профсоюзной организации — иметь доступ к рабочим местам членов профсоюза. Однако беспрепятственный доступ в порты и на суда — вопрос, который то и дело на протяжении последних лет возникает в разных регионах и осложняет работу профсоюза.
Так, например, председатель Черноморско-Азовской территориальной организации РПСМ Алексей Беляков отметил, что сегодня нет уверенности, что удастся получить пропуска для прохода в порт на 2025 год. Его коллега председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ Николай Суханов рассказал, что оформление пропусков в порты Находка и Восточный на 2024 год для допуска на суда, где трудятся члены РПСМ, заняло у ДВРО РПСМ два месяца. Дальше — больше. Проработав почти год по выданным документам, организацию уведомили, что их действие прекращено, а пройти в порт и встретиться с членами профсоюза на рабочих местах теперь можно только по разовому пропуску.
Отметим, что проверка условий труда на судах является краеугольным камнем в работе Российского профсоюза моряков. В частности, в 2023 году техническая инспекция труда РПСМ посетила 103 судна под российским флагом. На борту прошли встречи с более чем тысячей моряков.
Среди важных итогов работы РПСМ в текущем году было отмечено подписание Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2024-2027 гг., устанавливающее минимальные стандарты условий труда для моряков, работающих на морских судах, плавающих под государственным флагом Российской Федерации. Председатель РПСМ Юрий Сухоруков добавил, что соглашение способствует улучшению условий труда моряков и является основой для социального партнерства в судоходных компаниях и заключения коллективных договоров.
Кроме того, в этом году профсоюзы и судовладельцы договорились о взаимодействии по социально-трудовым и кадровым вопросам при реализации Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года. Работа в этом направлении продиктована тем, что сегодня социально-экономическое развитие Севера, особенно — Арктической зоны России и Северного морского пути, находится в зоне особого внимания государства.
Подводя итоги заседания Совета РПСМ, председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков, отметил, что несмотря на достижения профсоюза, обстановка складывает сложная, однако она никак не повлияет на работу РПСМ.
— Мы уверенно смотрим в будущее: РПСМ продолжит свою работу и в качестве приоритетной задачи по-прежнему будет заботиться о моряках — членах профсоюза, — сказал он. — Помочь труженику флота, обратившемуся за помощью, — незыблемое правило, которому РПСМ следует уже более трех десятилетий своего существования.
Наверх