Комитет по безопасности на море существенно продвинулся в разработке проекта Кодекса по безопасности МАНС
Комитет по безопасности на море, который с 18 по 27 июня в штаб-квартире Международной морской организации в Лондоне провел свою 110 сессию, существенно продвинулся в разработке проекта Кодекса по безопасности морских автономных надводных судов (МАНС). В частности, завершена работа над пятнадцатью главами Кодекса из двадцати шести. Работа над проектом должна завершиться в мае 2026 года на следующей сессии Комитета, когда запланировано принятие Кодекса в статусе рекомендательного документа. После этого предполагается начать системную работу по сбору и анализу опыта применения Кодекса МАНС с прицелом на последующую разработку обязательного Кодекса и новой главы Конвенции СОЛАС с требованиями для автономных судов. По плану требования для МАНС должны вступить в силу не позднее 1 января 2032 года. Об этом сообщает сайт Российского морского регистра судоходства.
Помимо вопросов, связанных с автономным судоходством, Комитет принял несколько поправок к Конвенции СОЛАС и связанным с ней Кодексам, а также одобрил большое количество рекомендательных документов по различным вопросам обеспечения безопасности мореплавания. Из наиболее важных можно выделить введение новых требований и технико-эксплуатационных стандартов для устройств передачи лоцмана.
Из прочих итогов работы Комитета стоит выделить принципиальное решение о целесообразности разработки требований по обеспечению кибербезопасности на судах. В 2026 году начнется прикладная разработка таких требований в формате Кодекса ИМО, который поначалу будет иметь статус добровольного.
Комитет включил в свою рабочую программу на предстоящие годы обширный перечень новых направлений работы. Среди них — инициатива Российской Федерации о разработке сводного перечня положений инструментов ИМО, реализация которых отдана на усмотрение морской администрации государства флага, и рекомендаций для государств по их осуществлению. Этот вопрос регулярно выявляется в ходе проверок государств-членов ИМО (IMSAS). Подготовка предложения по этой работе велась при активном участии специалистов Российского морского регистра судоходства.