РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Администрация ОАО «Восточный порт» (Приморский край) не оставляет попыток разгромить профсоюзную организацию докеров порта и используя имеющиеся административные ресурсы пытается выдавить с предприятия активистов профсоюза. В ход идут увольнения под различными предлогами и возбуждение уголовных дел. Широкий общественный резонанс получило возбуждение в июне прошлого года нескольких уголовных дел против лидера профсоюза Леонида Тихонова. За последние несколько месяцев еще четверо работников стали объектами широкомасштабной кампании администрации ОАО «Восточный порт» по развалу профсоюзной организации докеров.
На судне нет места для профсоюзных активистов
Геннадий Горский – высококлассный специалист, проработавший в портовом флоте Восточного порта с 1975 года на судах различного типа. До недавнего времени он был капитаном на буксире-кантовщике «Капитан Здор». Весной текущего года закончился срок аренды судна, после чего оно было передано арендодателю. По решению администрации порта, экипаж был переведен на буксир «Руслан» в полном составе, за исключением капитана. Для Геннадия Горского, известного в порту своим профессионализмом, по непонятным причинам не нашлось места на новом судне.
Администрация ОАО «Восточный порт» решила расторгнуть с капитаном, являющимся активным членом Российского профсоюза докеров (РПД), трудовой договор. Однако сделать это оказалось не так просто, поскольку Геннадий Горский является председателем цехового комитета портового флота. Поэтому в соответствии с законодательством, согласие на его сокращение должен дать профком, который согласия не дал.
В ответе профсоюза на запрос руководства порта, в частности, было сказано: «При проведении процедуры сокращения были допущены нарушения трудового законодательства. Администрация ОАО «Восточный Порт» заранее планировала при окончании договора аренды и сдачи буксира арендодателю перевести экипаж буксира-кантовщика «Капитан Здор» на буксир-кантовщик «Руслан», что в итоге и было сделано. Весь экипаж буксира-кантовщика «Капитан Здор», за исключением капитана, был переведен на буксир-кантовщик «Руслан».
В поддержку Геннадия Горского высказались работники и специалисты порта. В частности, о поддержке заявил коллектив лоцманской службы Восточного порта. «Каждому лоцману доводилось работать с Геннадием Дмитриевичем Горским в сложной обстановке при плохих погодных условиях, в тумане при плохой видимости, в тяжелой ледовой обстановке. В любых условиях капитан Горский показывал себя как профессионал высочайшего класса, абсолютно опытный и рассудительный судоводитель, на которого можно полностью опереться в любой самой сложной ситуации», – написали лоцманы в письме управляющему директору ОАО «Восточный порт» Анатолию Лазареву.
Профессиональные травмы и заболевания – проблемы работников
В марте текущего года администрацией ОАО «Восточный порт» был уволен докер-механизатор, активист РПД, зампредседателя цехового комитета Александр Баканов. Это решение было принято работодателем после установления у него профессионального заболевания. Проработавший в порту почти 30 лет, Александр Баканов оказался попросту выброшен на улицу, практически не имея средств к существованию.
Александру Баканову была установлена степень утраты трудоспособности 20%, которая позволяла ему продолжать работать. В заключении медико-социальной экспертизы была предложена программа реабилитации, в которой, в частности, отмечалось: «Противопоказан труд с физической нагрузкой свыше ПДУ, переохлаждения. Может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо уменьшением выполняемой работы».
Администрация порта предложила Александру Баканову несколько вакансий, от которых тот отказался, сообщив, что они не соответствуют уровню его образования и опыта. Однако руководство порта решило не искать вакансий, которые бы соответствовавшей квалификации Александра Баканова, и докер-механизатор был попросту уволен.
Похожая ситуация сложилась с другим докером-механизатором, председателем цехового комитета Валерием Хоменко, который был вынужден уволиться сам, не выдержав давления со стороны работодателя. Началось все с того, что Валерий Хоменко получил травму. После сделанной операции и выхода из больничного, руководство порта отстранило его от управления всеми механизмами. Отдавшего много лет порту докера-профессионала поставили на низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу.
Валерий Хоменко посчитал, что руководство порта не ценит его многолетний опыт, однако согласился на предложенную работу, чтобы не остаться без средств к существованию. Через некоторое время в результате нервного и физического перенапряжения он получил очередную травму, после чего принял решение уволиться из порта. В профсоюзе убеждены, что созданные работодателем условия труда не могли положительно сказаться на восстановлении его трудоспособности и полноценной послеоперационной реабилитации. Поэтому работодатель несет прямую ответственность за полученную им очередную травму и последующее решение уволиться.
Новое уголовное дело против профактивиста
Уголовное дело в отношении работника порта – слесаря и председателя цехового комитета профсоюза Виктора Соколова – появилось также неожиданно, как и уголовные дела против председателя профкома Леонида Тихонова.
Осенью прошлого года Виктор Соколов заказал в порту уголь для отопления своего жилья. Как и полагается в таких случаях, была произведена вся необходимая оплата по выданной в бухгалтерии порта накладной. Так он делал на протяжении многих лет, и это не вызывало никаких нареканий и вопросов – ни со стороны порта, ни со стороны правоохранительных органов. Не вызывало до того момента, пока руководство ОАО «Восточный порт» не начало войну против профсоюза.
Неожиданно оказалось, что портовый слесарь совершил «хищение чужого имущества путем мошенничества». Якобы, представив поддельные документы, он нанес ущерб ОАО «Восточный порт» на сумму 1 714 рублей 85 копеек. Решение о возбуждении уголовного дела принято сотрудниками Находкинского линейного отдела МВД России на транспорте, которое ранее возбудило уголовные дела в отношении председателя профкома Леонида Тихонова. Заявителем о «совершении преступления», как и в уголовных делах против Леонида Тихонова, был все тот же управляющий директор ОАО «Восточный порт» Анатолий Лазарев.
Более того, сотрудники полиции решили не отделываться формальным возбуждением уголовного дела, а проявили недюжинное рвение. Запугав Виктора Соколова, сотрудники полиции вынудили его написать явку с повинной, хотя никакого преступления он не совершал и никакой вины за собой не признает. «Я полностью не признаю инкриминируемое мне преступление, отказываюсь от явки с повинной, которая не соответствует действительности и дана мною работникам полиции под моральным давлением», – написал позже Виктор Соколов в ходатайстве о прекращении против него уголовного дела.
В нем Виктор Соколов также подчеркнул: «Считаю, что мои действия по покупке технологических отходов угля носили гражданско-правовой характер. Фактически между мной и ОАО «Восточный Порт» был заключен договор купли-продажи. Если ОАО «Восточный Порт» считает, что при заключении договора купли-продажи были допущены какие-либо нарушения, то разрешаться они должны в гражданском порядке. Но по неизвестным для меня причинам ОАО «Восточный Порт» пытается превратить данные обстоятельства в уголовные».
Все описанные истории демонстрируют, на что способен пойти работодатель в своем стремлении разгромить профсоюз. Со стороны руководства порта ведется планомерная работа по активному выдавливанию работников из профсоюза, а тех, кто не хочет выходить из профсоюза – выдавливают с предприятия. Несмотря на давление, профсоюзная организация докеров защищает своих активистов и работников порта. В настоящее время при поддержке профсоюза готовятся иски в суды и жалобы в надзорные органы по фактам незаконных увольнений и уголовных дел.
Вместе с тем, в июне текущего года ОАО «Восточный порт» неожиданно получило свидетельство участника Всероссийского реестра социально ответственных предприятий и организаций. Сообщается, что в этот реестр входят предприятия с высоким уровнем социальной ответственности. Однако, как мы видим, оценка ОАО «Восточный порт» как социально ответственного предприятия вызывает, серьезные сомнения.
Председатель профсоюзного комитета докеров порта Восточный РПД Леонид Тихонов убежден: «Руководство ОАО «Восточный Порт» определило для себя задачу, направленную на планомерное уничтожение профсоюзной организации Российского профсоюза докеров. Администрация порта в этом вопросе ведет себя двулично: заявляя о социальном партнерстве, своими действиями по отношению к профсоюзной организации администрация показывает свои истинные намерения – уничтожить профсоюз, защищающий интересы работников порта».
Александр Лехтман
Наверх