Прямая линия

Уважаемые моряки!

Задавая вопрос, укажите, пожалуйста, требуемую контактную информацию. Ответ на ваш вопрос будет направлен на вашу электронную почту и размещен на сайте (без указания ваших персональных данных).

РПСМ гарантирует конфиденциальность вашей личной информации.

РПСМ оставляет за собой право не отвечать на некорректные и анонимные вопросы.

Обращаем внимание, что РПСМ не занимается трудоустройством и не рассматривает анкеты. Со списком лицензированных круингов вы можете ознакомиться в разделе «Для моряков», далее – «Круинговые компании».

Задайте свой вопрос

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

16.02.2024

Добрый день. Хочу задать вопрос, который интересует всех моряков. Имеет ли права охрана на проходной досматривать самостоятельно личные вещи экипажа судна, если судно находится под русским флагом, а также если судно находится под иностранным флагом.

Здравствуйте. Согласно положениям статей 12, 12.1, 12.2. Федерального закона «О транспортной безопасности» №16-ФЗ от 09.02.2007 и Приказа Министерства транспорта РФ №227 от 23.07.2015 организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (то есть порт) и проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности субъекта транспортной инфраструктуры.

В ходе проведения досмотра вышеуказанные работники осуществляют мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности.

При этом указанные подразделения должны быть аккредитованы федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности.

Учитывая изложенное, если на проходной порта личный досмотр членов экипажа судна, а также их личных вещей, осуществляют сотрудники подразделений транспортной безопасности порта (получившие в установленном законом порядке государственную аккредитацию, например, ведомственная охрана), они имеют право это делать в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем, вышеуказанные действия, осуществляемые сотрудниками частных охранных предприятий (не имеющих соответствующей государственной аккредитации), являются противозаконными.

В этом случае они могут только проверить документы, провести внешний осмотр и попросить моряков показать личные вещи.

Эксперт по правовым вопросам РПСМ С. Г. Столяренко

24.01.2021

Уважаемые Коллеги, добрый день.

Право на досрочное назначение страховой пенсии, согласно п.9 ч.1. ст. 30,

возникает при наличии ( рассмотрим для мужчин):

- специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе

- общего страхового стажа не менее 25 лет

- величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30

Работая под Российским Флагом, получая достойную заработную плату, уйти на пенсию в 55 лет практически мало вероятно.

Моряк, работает на судне в среднем, 6-7 месяцев в году, при этом идет специальный стаж, он же является страховым, так как оставшуюся часть времени, 5-6 месяцев на берегу, моряк не получает заработную плату, и соответственно не платятся взносы в ПФР, страховой стаж не идет.

Исходя из выше изложенного, для выхода на пенсию в 55 лет, моряку необходимо,

25 лет отработать в плавсоставе, получить за это 12, 5 лет специального стажа, и потом еще 12,5 лет на берегу, получая стаж за календарный год, либо отработать в плавсоставе 50 лет, и получить 25 лет стажа.

Весь стаж необходимо набрать до 55 лет, одно из условий назначения льготной пенсии.

Пример, моряк в 23 года начал работать в Российской компании под Российским Флагом, планирует до пенсии работать в море 180 дней в году, необходимый стаж для выхода в 55 лет на пенсию, он сможет набрать, в лучшем случае к 73 годам...

Есть ли какая то практика выхода из подобной ситуации? Фактически, получая достойную заработную плату и не малые пенсионные отчисления в ПФР моряк вряд ли сможет воспользоваться законным правом на льготную пенсию.

Здравствуйте,

как Вы правильно отметили, несмотря на проведенную реформу, в результате которой повышен возраст выхода на пенсию, для работников плавающего состава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) сохранено право досрочного выхода на пенсию по достижении возраста 55 лет – для мужчин и 50 лет – для женщин, если у них есть:

– стаж работы в плавсоставе судов 12 лет и 6 месяцев (для мужчин) и 10 лет (для женщин),

– общий страховой стаж – 25 и 20 лет соответственно,

– индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30 (с учетом переходных положений в 2021 году не ниже 21).

При этом, если на момент достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин нет необходимого стажа работы в плавсоставе или требуемого общего страхового стажа, а также при отсутствии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, страховая пенсия моряку будет назначена на общих основаниях: то есть по достижении общеустановленного пенсионного возраста (65/60лет для мужчин и женщин соответственно).

Кроме того, право досрочного выхода на пенсию вне зависимости от возраста и при наличии специального стажа (не менее 25 лет и 20 лет для мужчин и женщин соответственно) имеют члены экипажа отдельных видов судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (на буксирах-толкачах, постоянно занятых на транспортировке нефтяных барж, газовозах, нефтеналивных, нефтеперекачивающих, нефтебункеровочных и зачистных станциях, подводных аппаратах (лабораториях), судах с атомными энергетическими установками, судах атомного технологического обслуживания, судах, постоянно работающих в Арктике, химовозах, агломератовозах).

При этом необходимо учитывать, что после 01 января 2013 года условия назначения досрочной страховой пенсии по старости применяются только в том случае, если класс условий труда на рабочих местах членов экипажей судов соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) и в случае уплаты работодателем дополнительных страховых взносов.

Для оформления досрочной пенсии моряку необходимо подтверждение специального стажа работы в качестве плавсостава судов морского флота и флота рыбной промышленности в виде справок, которые должны оформляться судоходными компаниями, в которых моряк работал. В них должно быть подтверждено, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Стаж работы моряка должен быть расписан детально, т. е. с включением в него периодов непосредственной работы на судне, а также иных периодов, предшествовавших или непосредственно следовавших за такой работой, которые включаются в специальный стаж. К ним относятся оплачиваемые отпуска и отгулы, нахождение в оплачиваемом резерве, периоды привлечения к выполнению ремонтных работ. Отдельно должны быть выделены периоды, которые в специальный стаж не включаются: например, отпуска без сохранения содержания, период обучения и иные периоды отвлечения от основной работы (например, периоды отстранения от работы).

В этой связи при работе моряка в судоходной компании по бессрочному трудовому договору в льготный страховой стаж практически войдет полный календарный год, за исключением отдельных периодов, которые в льготный стаж не включаются.

Ваши расчеты, приводимые в обращении о практической невозможности выработки специального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию до 55 и 50 лет (соответственно для мужчин и женщин), могут быть верны только в том случае, когда моряк работает исключительно по срочным трудовым договорам, и его трудовые отношения длятся не более 5-6 месяцев в году.

Заведующая отделом социально-трудовых отношений

Бологова Наталья Владимировна

08.09.2020

Добрый день! Мой муж, рефмеханик, сейчас находится в море на рыболовном судне. Судно ходит под флагом России, капитан данного судна коренной житель Кореи. Так получилось, что у моего мужа с капитаном сложились сложные отношения в рейсе. Мой муж хороший рефмеханик, работу свою знает, опыт морских рейсов у него есть. Но почему-то капитан не считается с мнением рефмеханика в процессе работы. Из-за этого сложилась сложная психологическая обстановка. Муж тяжело это переживает. В результате у него возникли проблемы со здоровьем, в частности кардиологического характера. Вопрос: есть ли возможность списания с судна до окончания рейса? Каковы должны быть причины для такого списания? Заранее благодарна.

Здравствуйте!

На случай плохого самочувствия кого-либо из экипажа на борту должен быть член экипажа, которые компетентен оказывать первичную медпомощь. Если недомогание серьезное, капитан должен запросить консультационную помощь специализированной береговой медицинской службы при помощи средств связи. По итогам такой консультации может быть принято решение о заходе судна в ближайший порт или направление катера/вертолета к судну, для снятия с борта больного и дальнейшей госпитализации. Очевидно, что такие экстренные меры принимаются в случае угрозы жизни и здоровью человека.

Что касается прерывания трудового договора по другим причинам, необходимо обратиться с заявлением о замене в ближайшем порту захода. Насколько быстро это произойдет и на каких условиях, зависит от содержания трудового договора вашего мужа и района плавания судна.

Исходя из вашего сообщения сложно судить о происходящем на судне. Отмечу, что в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота РФ рефмеханик непосредственно подчиняется старшему механику. Также, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, на судне, плавающем под российским флагом, капитаном может быть только гражданин РФ. Если у вас есть еще какие-то конкретные вопросы, готов на них ответить.

Обращаю ваше внимание, что РПСМ может оказывать помощь только своим членам, но мы вас обязательно проконсультируем.

С уважением,

Первый заместитель председателя РПСМ

Ковальчук Игорь Васильевич

12.06.2020

Могу ли я вступить в профзоюз, если работаю на перебрежном флоте, а конкретно матрос на судне перевозящем уголь с берега на рейд в Шахтерске Сахалинской области

Добрый день,

в соответствии с Уставом Российский профессиональный союз моряков объединяет на добровольной основе моряков, работников иных специальностей, деятельность которых связана с судоходством.

Поэтому Вы, безусловно, можете вступить в РПСМ.

Контактные данные организаций РПСМ размещены на нашем сайте:

http://www.sur.ru/ru/about/organization/

Контакты организаций в условия пандемии размещены здесь:

http://sur.ru/upload/text/files/Kontakty_v_period_udalennoj_raboty_file_62_16_3272.pdf

К сожалению, на Сахалине нет организации РПСМ, в которой вы могли бы состоять на учете.

Рекомендуем Вам обратиться в Дальневосточную региональную организацию РПСМ, г. Находка, председатель Суханов Николай Михайлович:

Тел: +7 914 7095948

e-mail: sukhanov@sur.ru

Там вы сможете проконсультироваться по вопросам вступления в РПСМ и возможности создания первичной организации на вашем предприятии.

С уважением,

Зав. отделом организационной работы

Виктория Криворучко

05.06.2020

Добрый день,

Судно под флагом РФ. В коллективном договоре указано: « 3.1 Продолжительность работы Работников на судах, принадлежащих или оперируемых Работодателем, между периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, межрейсового отдыха) составляет не более 150 дней. В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отбельных его членов в иностранном или российском портах, задержки судна в рейсе, продолжительность работы может быть увеличена, но не более чем до 180 дней.» В связи с covid 19 постановлением правительства продолжительность работы, как это определено в трудовом договоре может быть продлена на срок до трёх месяцев. Вопрос: от какого срока начинается отсчёт 3х месяцев: от 150 или 180 дня нахождения в море при данном коллективном договоре. Период от 150 до 180 и так является уже увеличением которое может быть вызвано затруднением смены что таким и является в данной обстановке. Хотелось бы точно понимать какой максимальный срок нахождения в море при соблюдении постановления (увеличения до 3х месяцев) 270 или 240 дней?

Добрый день!

Трудовые отношения членов экипажей морских судов работающих под флагом Российской Федерации регулируются законодательством РФ о труде, коллективными договорами, индивидуальными трудовыми договорами работников.

Продолжительность работы членов экипажа судов между двумя периодами отдыха на берегу установлена Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов, и судов смешанного (река-море) плавания утвержденным Приказом Минтранса России от 20.09.2016 № 268.

Максимальная продолжительность работы членов экипажа не должна превышать 150 календарных дней, а в исключительных случаях может быть увеличена до 180 календарных дней.

В связи c объявлением Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии коронавируса COVID-19, Морская администрация Российской Федерации установила ряд мер на случай, если срок действия трудовых договоров членов экипажей судов истек или истекает до 20 июня 2020 года.

По Информации Министерства транспорта РФ от 24 марта 2020 г. для членов экипажей судов при истечении срока действия трудовых договоров, в тех случаях, когда смена экипажа не может быть осуществлена в пределах установленной максимальной продолжительности работы членов экипажа судна в связи с ограничениями, обусловленными COVID-19, продолжительность работы, как это определено в трудовом договоре, может быть продлена на срок до трех месяцев, при условии согласия члена экипажа и обеспечения права на оплачиваемый отпуск и на надлежащую репатриацию в соответствии с требованиями Правил 2.4 и 2.5 КТМС-2006.

Обращаем Ваше внимание, что данные меры применяются исключительно для случаев форс-мажора, когда имеются затруднения с осуществлением смены членов экипажа.

Таким образом, не могут быть установлены какие-либо конкретные максимальные сроки нахождения на судне связанные с ограничениями обусловленными COVID-19. Все вопросы, связанные с прекращением работы на судне решаются в индивидуальном порядке и зависят от условий Вашего индивидуального трудового договора (срока договора) и от возможности компании осуществить смену экипажа в конкретный момент, а так же от Вашего желания прекратить работу или согласится на продолжение работы. Если срок Вашего трудового договора истек, Вы имеете право обратиться к работодателю с письменным заявлением о списании с борта судна.

↑ 

Наверх