05.08.2013

Медицина осталась за бортом

Российское законодательство в сфере медобслуживания моряков придется приводить в соответствие с Конвенцией МОТ 2006 уже после ее вступления.

До вступления в силу Сводной конвенции МОТ 2006 о труде в морском судоходстве остались считанные дни, а российское законодательство до сих пор не приведено в соответствие с ее положениями. В частности, не приняты нормативы по медицинскому обслуживанию моряков, хотя морская медицина в стране фактически находится вне правового поля. И, судя по всему, все медицинские проблемы придется решать  уже после вступления в силу  международного акта.  

Правовой вакуум в этой сфере возник после признания Минздравом России (приказ № 587 от 07.11.2012) недействующим приказ № 511 Минздрава СССР от 6 сентября 1989 года «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения морского, речного флота и рыбного хозяйства». В  документе были определены медицинские учреждения, уполномоченные оказывать медпомощь морякам и проводить медосмотры. Также в нем подробно описывался порядок освидетельствования моряков на пригодность для работы на судах в море, перечень медицинских противопоказаний к допуску моряков и список лекарств, которые должны быть на борту судов.

Надо признать, что приказ этот был устаревшим и во многом не отвечал современным требованиям, но до последнего времени он был единственным документом,  регламентировавшим медобслуживание  моряков. Вместо него никаких новых нормативно-правовых актов  принято не было. В итоге морская медицина оказалась вне правового поля.

Между тем Конвенция МОТ 2006 уделяет особое внимание медицинскому обслуживанию моряков.

Что требует Конвенция?

Освидетельствование

Стандарт А 1.2 предусматривает, чтобы перед началом работы на борту судна моряки имели действительное медицинское свидетельство, удостоверяющее их пригодность по состоянию здоровья к выполнению обязанностей, связанных с работой в море. В рамках мероприятий по реализации конвенции  уполномоченный компетентный орган должен определить: перечень медицинских организаций, осуществляющих освидетельствование моряков, характер освидетельствования моряков, а также  утвердить форму свидетельства о состоянии здоровья моряков.

После отмены 511-го приказа Минздрава СССР, единственным документом регламентирующим порядок медосмотра, является  приказ Минздрава от 12.04.2011 года № 302-н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры работников».   В этом приказе есть упоминание и о работе на морских судах в Перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры, который может быть применен только в отношении членов экипажей судов, имеющих контакт с пищевыми продуктами (судовых поваров, артельщиков и т.п.)

Для освидетельствования остальных членов  экипажа этот приказ практически не применим, поскольку в документе не отражено разделение плавсостава на уже работающих и поступающих, по профессиям плавсостава, отсутствуют нормы оценки зрения, как того требует конвенция.

В связи с поступающими вопросами, какими документами следует руководствоваться в настоящее время при проведении медицинских осмотров моряков,  РПСМ направил запрос в Минюст России о  правомочности приказа Минздрава России № 587 от 07.11.2012.

По сообщению Минюста России,  данный приказ  не был представлен Минздравом России на государственную регистрацию и не был официально опубликован, как того требует законодательство.  Соответственно, по мнению РПСМ, до принятия новых нормативно-правовых актов при освидетельствовании моряков может применяться приказ № 511.

Судовая аптечка

Конвенция также выдвигает требования по составу  судовой аптечки  и медицинскому оборудованию, а также к определению порядка их инспектирования (Стандарт А 4.1).

Судовая аптечка должна наполняться с учетом  типа судна, количества моряков на его борту, характера, направления и продолжительности рейса. Однако на сегодняшний день рекомендуемый состав аптечек (приказ № 499-н Минздравсоцразвития России – ред.) зависит лишь от дальности плавания. Кроме того, судовладельцы не имеют права закупать на суда сильнодействующие обезболивающие средства, потому что в нашей стране отсутствует порядок использования таких препаратов на борту. Между тем в соответствии с международными нормативными документами в аптечке обязательно должны присутствовать такие лекарства для оказания более эффективной помощи. А это значит, что в России должен быть разработан порядок обеспечения морских судов сильнодействующими лекарствами (получение, учет, хранение, списание), согласованный с Госнаркоконтролем.

Судовые врачи

В Стандарте А 4.1 конвенции МОТ 2006 выдвигаются также требования о необходимости наличия медработников на борту судов.

Согласно Конвенции, врач в обязательном порядке должен присутствовать на борту судна, если его рейс длится более трех дней, а количество членов экипажа превышает 100 человек. Национальным законодательством должно быть определено, какие другие суда также должны иметь в составе экипажа врача исходя из продолжительности, характера и условий рейса, а также количества моряков на борту судна.

Однако в реальности судовые врачи, как правило, есть только на круизных лайнерах. Более того, в нашей стране ВУЗы вообще не готовят докторов по специальности судовой врач. А это значит, что в России не определены особенности оказания медицинской помощи в условиях судна, и нет никаких специальных требований к квалификации судовых медиков.

Плавсостав и первая медпомощь

Конвенция также предусматривает медицинскую подготовку командного состава, который отвечал бы за оказание первой медицинской помощи на судне, не имеющем на борту врача.

   Российское правительство своими постановлениями до сих пор не определило перечень медицинских организаций, которые могли бы осуществлять соответствующую подготовку плавсостава. В нашей стране нет унифицированных программ по основам первой медицинской помощи с уходом за больными и пострадавшими, нет единых требований к программам повышения квалификации уже обученных моряков, отсутствуют требования к учебным заведениям по учебным процессам  (по программам обучения, материально-технической базе и преподавательскому составу). 

Радиоконсультации для всех судов

Конвенция предусматривает создание в России Морских медицинских консультационных центров (ММКЦ),  чтобы медицинские консультации предоставлялись бесплатно всем судам в море круглосуточно, независимо от того под каким флагом они плавают, по радио или спутниковой связи, включая консультации специалистов при неотложных состояниях в случае болезни членов экипажей.

В России должен быть разработан нормативный правовой акт, регламентирующий  порядок работы ММКЦ, а также установлены требования к укомплектованию ММКЦ достаточным количеством квалифицированных врачей, которые имеют опыт консультирования по радио и разбираются в особенностях лечения и оказания медицинской помощи на судах.

Медцентры 

В соответствии с конвенцией в стране должен быть определен перечень медицинских организаций для обеспечения медицинской помощи морякам как на берегу: обслуживание и медицинские осмотры, так и в море: медицинская помощь экипажам, медицинская подготовка командного состава, бесплатные радиоконсультации плавсостава по оказанию первой медицинской помощи.

В РПСМ считают, что морские медицинские центры необходимо создавать на базе уже действующих окружных медицинских центров, расположенных в крупных портах страны. Эти центры находятся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Организованы они были на базе бассейновых больниц, которые создавались во времена СССР специально для работников предприятий речной и морской отрасли.  На базе исследований, наблюдений и отчетов врачей этих клиник разрабатывались медико-санитарные нормативы для морской отрасли.
Все новейшие разработки в области морской медицины внедрялись и применялись на практике именно в бассейновых больницах. В 90-е после развала СССР морская медицина переживала нелучшие времена. Однако бассейновые больницы сохранились. Также в ведении ФМБА находится ФГУП НИИ промышленной и морской медицины, который продолжает заниматься исследованиями в этой области, а также разработкой нормативно-правовых актов по медико-санитарному обеспечению на морских и речных судах. Поэтому было бы логично, если бы организационные вопросы по морской медицине были бы возложены на ФМБА.

Однако для решения всех этих вопросов необходимо проделать большую законодательную работу: привести десятки подзаконных и нормативных актов в соответствие с конвенцией.

Но в 2012 году эта работа была чуть приторможена по целому ряду причин, в том числе и в связи с реорганизацией Минздравсоцразвития России. В мае 2012 года ведомство было разделено на два министерства: Минтруд и Министерство здравоохранения. Пока передавались дела, шла реорганизация, писалось новое штатное расписание, драгоценное время, отпущенное на приведение законодательства в соответствие с конвенцией, стремительно истекало. Конечно, это не значит, что вопросы медицины не рассматривались на заседаниях МВК.

Например, наряду с представителями Минздрава активно участвуют в заседаниях МВК и представители ФМБА, в ведении которого находятся окружные морские медцентры, занимающиеся освидетельствованием и медобслуживанием моряков.  Более того, ФМБА предложил Минздраву свою помощь в приведении законодательства в соответствие с требованиями конвенции. Специалисты агентства и научно-исследовательского института промышленной и морской медицины ФМБА разработали и направили в Минздрав проекты нормативных актов, регламентирующих медико-санитарное обеспечение моряков.

Нормативы были озвучены на состоявшемся 6-7 июля в Мурманске совещании, проводимом ФМБА в рамках научно-практической конференции, посвященной проблемам медико-санитарного обеспечения плавсостава судов. И у РПСМ уже есть целый ряд замечаний к этим документам.

Сейчас они дорабатываются в Минздраве с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, после чего будут вынесены на рассмотрение МВК для согласования с представителями работодателей и  моряков, как того требует конвенция. Также нормативные акты должны будут пройти и общественные обсуждения.

Но так  как, судя по всему, все медицинские проблемы придется решать  уже после вступления в силу  международного акта, важно, чтобы чиновники не поддавались «гонке» и не принимали сырые законы, которые потом пришлось бы вновь переделывать, а прислушались ко всем мнениям.  Ведь от принятых сейчас решений будет зависеть жизнь и здоровье моряков.

↑ 

Наверх