РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
23 августа во Владивостоке состоялось совместное заседание Норвежско-Азиатского комитета моряков (NASCO) и Комитета моряков Центральной и Восточной Европы и Норвегии (SCOCEEN). Как отметил председательствовавший на заседании лидер Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков, нынешнее мероприятие является поистине историческим событием, поскольку совместная встреча двух комитетов проводится впервые, и здесь будут обсуждаться важные вопросы, касающиеся моряков.
Примечательно, что заседание комитетов проходило на четвертый день после вступления в силу Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC-2006), поэтому вполне естественно, что в повестке дня такие вопросы, как изменения в общий договор (Model Agreement) и коллективный договор для моряков, работающих на судах второго норвежского регистра (NIS), рассматривались уже в свете конвенции, в целях обеспечения выполнения ее требований.Директор департамента по международным трудовым нормам Международной организации труда (МОТ) Клеопатра Думбия-Генри, выступившая с подробным докладом о конвенции, заметила профсоюзным лидерам, что настоящая работа по конвенции только начинается, и профсоюзам предстоит большая работа: нужно внести соответствующие изменения в коллективные договоры, наладить контроль за соблюдением конвенционных требований и активно привлекать к этой работе инспекторов Международной федерации транспортников (ITF).
– Что касается договоров, – говорит Вадим Иванов, глава международного отдела РПСМ, заместитель председателя РПСМ, – объединенное заседание комитетов позволило обсудить тему налаживания координации между Норвежско-Азиатским комитетом и Комитетом Восточной, Центральной Европы и Норвегии. Главная цель – стараться держать коллективные договоры на более или менее одинаковом уровне. Норвежский переговорный форум, состоящий из Ассоциации норвежских судовладельцев, с одной стороны, и профсоюзов Норвегии, Азии и Восточной Европы, с другой, заключает коллективные договоры для примерно 1500 судов. Доля рабочих мест для российских моряков составляет около и в разное время от 2500 до 3000.
В Восточной Европе РПСМ, как наиболее сильный переговорщик, из тактических соображений каждый раз первым перезаключает свой коллективный договор с Ассоциацией, тем самым устанавливая планку для дальнейших переговоров. И во Владивостоке все согласились, что так и надо продолжать.
Отметим, что следующая встреча с судовладельцами состоится во второй половине октября, где РПСМ будет требовать повышения реальной зарплаты для рядового и повышения гарантированной части для командного состава. Реальное повышение составляет в последнее время 1,5 - 2% в год.
Участники встречи не обошли вниманием и другой злободневный вопрос – пиратство. Морской разбой, грабежи и насилие никуда не исчезли, несмотря на усилия военных и частной вооруженной охраны. И хотя благодаря предпринимаемым мерам случаев пиратства стало заметно меньше, оно все-таки и представляет для моряков реальную угрозу. Судам опасно ходить в Западную Африку, Гвинейский залив, Нигерию, Бенин, Того, Малаккский пролив, воды Южно-Китайского моря. Все эти точки на карте являются зонами повышенного риска для морского судоходства.
Особого внимания заслуживает Нигерия, где случаи захвата судов и моряков становятся более изощренными, профессиональными и жестокими даже по сравнению с сомалийскими пиратами. В Нигерии предпочитают «брать» танкеры, захватывать в плен моряков, в большинстве случаев вопрос возврата судна и освобождения моряков решается в течение недели, если нет отягчающих обстоятельств. Если они есть, например, частная вооруженная охрана на борту, могут быть очень большие проблемы. Частная вооруженная охрана здесь считается незаконной, если это не охрана нигерийских структур.
В подтверждение сказанного председатель РПСМ Юрий Сухоруков привел пример с российским охранным судном «Myre Seadiver», задержанным в октябре 2012 года в порту Лагоса по обвинению в контрабанде оружия. Суд Нигерии обвиняет россиян в том, что они «без лицензии совершили ввоз в Нигерию тайника с оружием и боеприпасами, запрещенными для ввоза, в нарушение раздела 18 Федерального закона F2 об оружии Нигерии от 2004 года и, таким образом, совершили преступление, подпадающее под действие раздела 1 (14)(a)(i) Закона о различных преступлениях (M17 LFN 2004)».
На сегодняшний день снято обвинение с восьми россиян – они смогли вернуться на родину, семь членов экипажа до сих находятся в Нигерии, они переведены из тюрьмы, живут на территории посольства и ждут суда, заседания которого постоянно переносятся. Никакие переговоры на правительственном и международном уровне пока не дали положительного результата.
Поэтому рекомендация всем морякам, вне зависимости от того, куда идет судно, всегда быть готовыми к встрече с пиратами и принимать все возможные меры предосторожности.
Наверх