28.08.2013

Заявление РПСМ к проекту Министерства транспорта РФ

Заявление Российского профессионального союза моряков к проекту Министерства транспорта РФ  «О внесении изменений в “Положение о дипломировании членов экипажей морских судов” (утверждено приказом Министерства транспорта РФ  № 62 от 15 марта 2012 года)».

При подготовке к внесению изменений в «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов» Минтранс остался верен своей практике –  не учел мнение Российского профессионального союза моряков (РПСМ), предлагавшего создать временную рабочую группу из представителей всех заинтересованных сторон и компетентных  сторон и выработать на компромиссной основе приемлемые для всех  дополнения.

«Положение о дипломировании»  – документ исключительной значимости, он регулирует трудовую деятельность российских моряков, именно поэтому РПСМ настаивал на таком тщательном подходе к работе над измнениями.

Вместо этого Минтранс предлагает нам односторонний проект, выработанный в недрах министерства, рассмотреть который необходимо в срочном порядке в период летних отпусков. Это крайне несерьёзный подход к делу.

I . Одно из главных замечаний к  «Положению о дипломировании членов экипажей морских судов», которое сразу высказал РПСМ, – завышение требований конвенции ПДМНВ со стороны Минтранс’а РФ. Логика и объяснение  действий морских чиновников в этом вопросе  отсутствует: ратифицировав конвенцию ПДМНВ со всеми последующими поправками, Правительство РФ согласилось с тем, что те минимальные стандарты, которые указаны в конвенции, Россию устраивают.

Вопрос: зачем после этого заменять минимальные стандарты более высокими стандартами? К тому же надо понимать, что завышение требований конвенции влечет значительное повышение затрат – требуется больше времени и государственных и частных денежных средств.

1. Процедура подтверждения действительности рабочих дипломов (или продления срока действия рабочего диплома), которая проводится один раз в 5 лет, – очень болезненный вопрос для плавсостава. Она отнимает очень много времени у работающих моряков. Например,  судоводителям в настоящее  время на подтверждение диплома  требуется потратить 9-10 недель.

РПСМ предлагает сократить время процедуры подтверждения действительности рабочих дипломов. Для этого необходимо создать программу подготовки «Подтверждение  действительности рабочих дипломов». Продолжительность программы – 2 недели с заменой  тренажерной подготовки тестированием по всем предметам, которые ранее требовали тренажерной подготовки. В течение этого времени моряки должны пройти тестирование, получить информацию о новых нормативных документах по вопросам безопасности на море и охране окружающей среды. В предлагаемую программу можно включить и тренировки по борьбе с пожарами в центрах МЧС, где моряки в течение одного-двух дней могут потренироваться в борьбе с реальными, а не условными пожарами.

2. РПСМ выступает против обязательного требования о наличии высшего образования для лиц комсостава, имеющих рабочие дипломы  «Уровень управления» по той причине, что выполнение этого требования приведёт к уничтожению морских учебных заведений, где выпускники получают среднее специальное образование. Вместо борьбы со средними морскими учебными заведениями, которые в наше время стали серьёзными конкурентами морским ВУЗ’ам, Минтранс’у необходимо провести реформу морского образования: перейти на бакалавриат и сохранить учебные заведения в приморских городах, где работа в море является одним из основных и важных источников заработка средств к существованию для местного населения.

Если уж говорить о формальной стороне этого вопроса, то действующий в настоящее время в нашей стране  классификатор профессий и должностей служащих требует для лиц, имеющих рабочий диплом на судне  «Уровень управления», только наличие обязательного среднего профессионального образования.

Следует отметить, что РПСМ не против высшего образования на море. Он против того, как это вопрос в настоящее время решается Минтранс’ом.

II. РПСМ выражает озабоченность по указанным выше вопросам и поддерживает позицию 20 северных морских капитанов их Архангельска, изложенную в «Обращении к председателю Морской коллегии при правительстве РФ  Рогозину Д.О.»   

III. РПСМ солидарен с оценкой  действующего «Положения о дипломировании экипажей морских судов», которую 05 июля сего года  дал профессор кафедры маневрирования и управления судном ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова,  к.т.н. С. Кургузов.

РПСМ не может согласиться с практикой, при которой проект создаваемого документа публикуется на сайте Минтранс’а и все заинтересованных просят присылать свои замечания. Право принять или не принять замечания при этом остаётся за морскими  чиновниками. Такая форма нормотворческой работы Минтранс’а исключает диалог и возможность защиты своих позиций, а потому, как показывает жизнь,  является совершенно неэффективной.

РПСМ считает, что в нормотворческой  работе должны участвовать все заинтересованные стороны, включая общественные объединения трудящихся – профсоюзы. Создание государственных нормативных актов, учитывающих интересы всех заинтересованных сторон, возможно только при диалоге, при живом человеческом общении.

↑ 

Наверх