05.11.2013

Хороший старт

Пока судовладельцы кивают на затянувшийся экономический кризис и значительное снижение своих доходов, моряки делают свое дело и по-прежнему доставляют по всему миру  90% всех грузов. Они также  чувствуют влияние кризиса: инфляция «съедает» часть их зарплаты, а судовладельцы не спешат компенсировать ее обесценивание на уровень инфляции. А между тем у моряков тоже есть финансовые обязательства – надо кормить семьи, образовывать детей, платить за услуги ЖКХ,  рост цен на которые в России превышает уровень инфляции как минимум в 2,5 раза.  

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) держит руку на пульсе и не идет на соглашение с работодателями, которые предпочитают пережить кризис, а потом решать вопрос повышения зарплаты. Так было три года назад,  так происходит и сейчас.

Десятый  – юбилейный  Международный переговорный форум (IBF), проходивший в середине октября в Санкт-Петербурге, – наглядное тому подтверждение. Первый раунд переговоров для нового коллективного договора IBF, действие которого начнется 1 января 2015 года, можно сказать, закончился ничьей. Профсоюзная сторона во главе с Международной федерацией транспортников (МФТ) настаивала на увеличении зарплаты морякам на 15% в течение трех лет, представители судовладельцев в рамках Объединенной переговорной группы (JNG) категорически  говорили «нет». Но это не значит, что повышения не будет. Стоит вспомнить предыдущие переговоры, когда представители работодателя также горячо уверяли морские профсоюзы, что кризис поставил их на колени, им тяжело оставаться на плаву, а повышение зарплаты может некоторые компании даже разорить. Тем не менее переговоры по ныне действующему договору IBF, срок которого истекает 31 декабря 2014 года, прошли успешно, РПСМ вместе с братьями по цеху добился повышения зарплаты на 7,5% (2% – в 2012 г., 2,5% – в 2013 г., 3% – в 2014 г.).

Так что нет никаких сомнений, что условия по договорам IBF для моряков изменятся к лучшему. 

– Впереди еще три раунда переговоров: в Токио, Индонезии и Лондоне, – говорит заместитель председателя РПСМ Вадим Иванов. – За год  мы их  пройдем, и обязательно добьемся положительного результата. Если даже бизнес работает плохо, моряки не должны быть крайними и терять в заработке.

Разговор с Джайлзом Хейманном (Giles Heimann), главой IMEC (International Maritime Employers’ Council)  также вселяет уверенность, что в итоге переговоры завершатся положительно. За 10 лет совместной работы  участники IBF очень хорошо научились понимать друг друга, и это главное достижение, по мнению г-на Хейманна. «Самое больше изменение, – говорит он, – это развитие взаимопонимания между представителями судовладельцев и профсоюзов. Мы также практически полностью изменили систему расчета заработной платы, сделали ее более открытой, более честной и прозрачной. Все эти годы процесс набирает обороты – в IBF включается все больше и больше участников, все больше судов имеют договоры IBF на борту. Идет тенденция роста. Сегодня 6130 судов в мире имеют на борту договор IBF».

При этом Джайлз Хейманн не скрывает, что находить общий язык с профсоюзами совсем непросто: «Мы исходим из разных позиций, но в процессе переговоров мы всегда находим почву для взаимопонимания.  Очень важно, чтобы каждая сторона выражала свою позицию честно, чтобы у нас были открытые дискуссии, тогда, следуя таким путем, мы сможем всегда найти разумное решение».

Следуя этому принципу, сторона JNG на переговорах в Санкт-Петербурге честно предлагала заморозить повышение зарплаты на три года, настолько  плохи дела в судоходстве. Но причем здесь моряки? Они продолжают работать, зарабатывают прибыль,  в конце концов,  инфляция растет…

«Разница – в текущем кризисе, – поясняет г-н Хейманн. – Сегодняшняя тенденция такова, что судовладельцы вообще уходят из бизнеса. Некоторые не могут себе позволить повысить зарплату морякам, им проще закрыть компанию. На этом фоне  лучше предпринять совместную попытку и не топить «эту лодку», подождать, пока отрасль  выздоровеет, и постараться предотвратить уход судовладельцев из бизнеса. Если они не  будут уходить из бизнеса, моряки не будут терять работу. Когда отрасль выздоровеет, у нас будет возможность и полное право говорить о повышении зарплаты.

«Каждый год?»» – попытались мы поймать г-на Хейманна на слове, но он только рассмеялся. Правда, очень хвалил российских моряков:

–  Морская отрасль во многом зависит от российских моряков, как, впрочем, и от моряков других национальностей. У нас  в IMEC есть много компаний, которые предпочитают работать с российскими моряками, они счастливы с ними работать. И нам всегда нравится приезжать в Россию, в Москву и Санкт-Петербург, встречаться с РПСМ. Мы благодарны за ваш вклад, который вы делаете для российских  моряков, работающих на наших судах.

Стив Коттон, исполняющий обязанности генерального секретаря МФТ,  тоже оптимистичен в прогнозах на будущее, и несмотря на отказ представителей судовладельцев пойти на повышение, считает первый раунд переговоров хорошим стартом.

– Мы всегда очень трудно начинаем и расходимся в наших взглядах на текущую  ситуацию. Но, в конце концов, мы приходим к решению, удовлетворяющему обе стороны. Для нас предложение заморозить повышение зарплаты на данный момент – не сюрприз, судовладельцы тоже ищут для себя определенные выгоды. Нам предстоит конкретная работа, чтобы процесс сдвинулся с нулевой точки,  и  в итоге произошло увеличение для представителей МФТ на национальном уровне.

– За 10 лет изменилось восприятие МФТ судовладельцами, – говорит Стив Коттон. – Если оглянуться назад, у нас не было комитета справедливой практики, не было каких-то эталонов по зарплате. Мы просто садились  с работодателями и спорили о том, какие нам нужны соглашения. За эти годы нам удалось установить тесные отношения, благодаря чему мы добились для моряков очень многого. Речь идет не только о зарплате, но и страховых выплатах, компенсациях, переподготовке моряков, об их безопасности.

Конечно, не всегда удается сохранять объективность, соглашаться с мнением противоположной стороны, но, в конце концов, наша цель – достойный  коллективный договор с достойными зарплатами, равно для мужчин и женщин на разных категориях судов.

Что касается влияния Сводной конвенции о труде в морском судоходстве, недавно вступившей в силу, то в МФТ очень пристально наблюдали за ее внедрением в разных странах, как ведут себя государства флага, государственный портовый контроль, правительства. 

– Мы наблюдали, как задерживали суда в Швеции, Канаде, Дании из-за несоответствия требованиям конвенции. И я думаю, конвенция предоставляет хорошую возможность национальным профсоюзам продвигать коллективный договор.  Лучший способ соблюдения конвенции – иметь коллективные договоры с членскими профсоюзами МФТ. Конвенция дает возможность признать на законодательном уровне  необходимость наличия  коллективного договора, чтобы обеспечить защиту моряков.

Возвращаясь к результатам первого раунда переговоров по коллективному договору IBF на 2015-2017 годы, Стив Коттон заметил:

– Судоходство иногда зацикливается на больших деньгах, и когда происходит спад и снижение доходов в общем объеме, работодатели начинают утверждать, что не могут позволить себе дополнительные расходы. Но они признают профессионализм моряков, что очень важно, и понимают, что от них также зависят  результаты работы компании.  Это дает нам возможность настаивать на нашем предложении.

О ближайших планах на будущее Стив Коттон говорит так: «Мы должны продолжать работать, поскольку до сих пор многие суда не имеют коллективных договоров. Наша задача в JNG – включить в процесс как можно больше судовладельцев, убедить их в необходимости работать с профсоюзами, иметь коллективный договор IBF. Добросовестный работодатель должен иметь коллективный договор, это наша стратегия».



↑ 

Наверх