Административный совет Международной организации труда (МОТ) одобрил план встречи международного трехстороннего комитета по вопросу внесения поправок в Сводную конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC-2006). Она запланирована на 7-11 апреля 2014 года. Речь идет о поправках, касающихся материальной ответственности судовладельцев в случае оставления, травмирования и смерти моряков.
В частности, обсуждение коснется вопроса страхового покрытия зарплаты моряков. Сегодня довольно часто экипажи остаются брошенными в иностранных портах. Эта проблема существовала всегда, но особенно обострилась во время экономического кризиса, а его судоходная отрасль ощущает до сих пор. Моряки могут застрять в незнакомой стране на полгода и больше, если судовладелец по каким-то причинам не сможет обеспечить нормальную работу судна.
В подобных случаях вопрос с репатриацией рано или поздно, но решается: на помощь могут прийти профсоюзы, родственники или государство. Однако вопрос с выплатой зарплаты может не решиться никогда. Даже если брошенное судно будет продано с молотка, вполне вероятно, что вырученных денег не хватит на покрытие долгов.
Для этого трехсторонняя комиссия, куда входят представители государств, профсоюзов и работодателей, должны обсудить поправки в MLC-2006, прийти к консенсусу и внести изменения в документ.
Позиция морских профсоюзов по этому вопросу, в том числе Российского профсоюза моряков (РПСМ), не является секретом: труд моряка должен быть оплачен! Перед выходом в рейс члены экипажа должны знать, что они гарантированно получат заработанные деньги, несмотря на форс-мажор и другие обстоятельства. Такую уверенность дают коллективный договор и обязательное страхование зарплаты.
Добавим, что в соответствии с положениями конвенции все государства-члены МОТ, ратифицировавшие MLC-2006, автоматически становятся членами трехстороннего комитета с правом голоса. Страны, не подписавшие документ, могут участвовать во встрече в качестве наблюдателей без права голоса.