РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
За семь лет (2005-2012 гг.) пираты заработали на угонах торговых судов и захватах заложников от $339 до $413 миллионов. Об этом говорится в исследовании «Пиратский след» (Pirate Trails), проведенном и опубликованном Всемирным банком, Интерполом и управлением ООН по наркотикам и преступности (UNODC).
Эксперты отследили поток более $400 миллионов. Для составления схемы движения денег были проанализированы доходы 59 пиратских «финансистов». По оценкам доклада, от 30% до 75% денег, полученных от выкупов, остаются в их руках. Те же, кто реально совершают захваты торговых судов, довольствуются лишь 0,1-2,5% от общей выручки.
На основании интервью с бывшими пиратами, правительственными чиновниками разных стран, банкирами и другими лицами авторы материала пришли к четырем основным выводам.
Во-первых, эксперты считают, что перекрыть финансирование пиратов можно, если страны Африканского рога начнут тесно взаимодействовать в этом вопросе. Второй вывод сводится к тому, что часть доходов от пиратства представляет угрозу для стабильности и безопасности ряда африканских стран, так как с этих денег происходит финансирование преступной деятельности.
Также значительные денежные средства направляются на бизнес, связанный с торговлей катом – растением, распространенным в странах Аравийского полуострова и Африканского рога. В некоторых государствах, например, России и США, кат считается наркотическим средством и запрещен к продаже. Четвертый и последний вывод связан с недвижимостью в регионе. Считалось, что бум на рынке недвижимости в некоторых частях Африканского рога связан с колоссальными пиратскими доходами. Авторы исследования опровергают это предположение, называя реальным фактором всплеска популярности банковские кредиты на покупку жилья. Однако в докладе говорится, что эксперты не располагают достаточным количеством доказательств в пользу этого вывода, поэтому его нельзя считать обоснованным.
Старший специалист Всемирного банка по финансовому сектору и соавтор доклада Стюарт Йикона отмечает, что полученные результаты подчеркивают не только угрозу от самих захватов судов и экипажей, но и от финансовых поступлений. «Пиратство коррумпирует региональную и международную экономики и является угрозой стабильности и безопасности», – сказал он.
Исследователи призывают к практическим действиям, чтобы снизить пиратские финансовые потоки и предлагают придерживаться следующих рекомендаций:
1. Усилить потенциал стран Африканского рога по сотрудничеству и взаимодействию;
2. Контролировать и пресекать контрабанды наличных средств;
3. Отслеживать переводы денег;
4. Усилить контроль над производством и торговлей катом;
5. Вести постоянный мониторинг сектора недвижимости в странах региона.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) считает, что участие военно-морских сил (ВМС) разных стран в защите торговых судов, следующих пиратоопасными районами, играет важную роль в сокращении денежных потоков. Пресечение попыток захвата теплоходов – лучший способ остановить финансирование: нет заложников – нет выкупа. Эффективность работы ВМС налицо: сегодня количество пиратских атак значительно снизилось, а ситуация с реальными захватами соответствует самому низкому показателю за несколько последних лет.
В этом есть заслуга и вооруженной охраны, которая находится на борту многих судов во время следования через опасные зоны. Вопрос лишь заключается в том, что не во всех опасных зонах существует столь серьезный отпор, а лишь в Индийском океане. Как известно, пираты орудуют не только там, но и на западном побережье Африки. Этот регион – лакомый кусок для пиратов. Так может, стоит тратить деньги не на различные исследования в области пиратства, результаты которых известны наперед и уже набили оскомину, а все же направить их на решение реальных проблем?
Перевод с www.safety4sea.com и www.unodc.org.
Наверх