11.11.2013

Наставничество – важный инструмент в обучении

Утрата навыков наставничества может сильно отразиться на создании эффективного рабочего места, говорится в материале «Fairplay».

Наставничество в морской индустрии всегда играло важную роль в воспитании неопытных кадетов и приобретении ими новых званий. В отличие от формального теоретического подхода к процессу обучения в морских школах, наставничество дает такие практические знания, которые не прописаны в инструкциях и правилах, оно делает возможным передачу знаний ученикам.

Если в судоходной компании эффективно внедрять наставничество, то знания можно успешно передавать от старших к младшим офицерам, затем к кадетам, и воспитывать в конечном счете более квалифицированные, компетентные и уверенные в своих силах кадры. Но на сегодняшний день практика менторства находится на спаде, причина кроется в природе современных условий труда.

Возможность создания и поддержания наставнических отношений ограничена временем, которое требуется на выполнение моряками своих обязанностей на судне, а квалификационные свидетельства лишают перспективы обучения непосредственно на рабочем месте. Все это усугубляется рабочими стрессами, нехваткой свободного времени и тем, что члены экипажа разговаривают на разных языках.

Эксперты в области морского образования стараются доказать, что наставничество по-прежнему может быть важным инструментом обучения на судах. Если его интегрировать в повседневный режим работы судна, это займет не более 10 минут, а результаты превзойдут сами себя.

Так, наставничество может положительно отразиться на развитии профессиональных навыков обучаемых, помочь определиться с профессией и понять, что нужно делать, для продвижения по карьерной лестнице. Оно может сплотить коллектив и даже привести к сокращению числа происшествий и аварий. Вдобавок наставничество дает ученикам возможность увидеть морскую индустрию изнутри. К тому же, став ментором, у капитана или старшего помощника появляется возможность создать в коллективе атмосферу доверия и расширить профессиональное влияние.

К качествам, которыми должен обладать наставник, можно отнести умение внимательно слушать и предугадать, о чем хочет спросить ученик. Решающее значение имеет заинтересованность ментора в обучении молодых людей. Немаловажно убедиться в том, что профессиональные знания, необходимые для карьерного роста, переданы подопечному. 

Однако, по мнению некоторых экспертов, чтобы удостовериться, что наставник эффективно передает свои навыки, он должен пройти подготовку. По словам консультанта по вопросам образования Криса Хогтона важно, чтобы наставники участвовали в программе постоянного профессионального роста.

По мнению специалистов Российского профсоюза моряков (РПСМ), наставничество – продуктивный способ передачи практических навыков молодому поколению. Однако существует опасность, что введение менторства в компаниях может стать занятием для «галочки». Связано это, прежде всего, с колоссальной загрузкой моряков на борту: у капитана или старпома просто может не быть 10 минут, чтобы посвятить их обучению молодежи. Найти их, безусловно, можно, если, например, частично избавить членов экипажа от административного бремени, связанного с оформлением огромного количества бумаг, и посвятить его куда более полезным делам. А бумажная волокита, как известно, еще одна серьезная проблема в морской отрасли.



↑ 

Наверх