На Северном моряком пути (СМП) существует проблема безопасности навигации. По мнению издания «Fairplay», она является препятствием для торгового судоходства по СМП.
Рейс китайского контейнеровоза «Yong Sheng», получивший широкую огласку, стал возможным лишь при содействии самого большого в мире атомного ледокола «50 Лет Победы». AIS, постоянно следивший за переходом «Yong Sheng» через море Лаптевых, показал все моменты отклонения судна от основного маршрута. Причиной изменения курса стали льды. Во многих районах СМП до сих пор нельзя следовать без сопровождения мощных ледоколов, которые способны довести судно до чистых вод.
Навигация по Севморути возможна только с июня по октябрь. Для этого необходимо получить разрешение от российской администрации СМП. И хотя количество таких разрешений растет, большинство из них содержит требование пользоваться услугами ледового лоцмана и учитывать ограничения по толщине льда, когда можно осуществлять навигацию без сопровождения ледокола. В частности эти замечания касаются маршрутов, проходящих через Карское море и море Лаптевых.
О том, что на СМП есть не решенные проблемы, говорит авария, произошедшая с небольшим российским танкером-продуктовозом «Nordvik» (ледовый класс 1) в сентябре этого года. При столкновении со льдиной в Карском море судно получило пробоину, в результате чего в корпус поступала вода. На борту «Nordvik» находилось дизтопливо. Тогда обошлось без последствий: моряки не пострадали, а авария не стала причиной загрязнения окружающей среды.
Инцидент лишь подчеркнул опасность, которую представляют льдины даже для судов, созданных для работы в ледовых условиях, и продемонстрировал несостоятельность экстренной помощи на трассах СМП: первый ледокол прибыл на помощь судну «Nordvik» спустя пять дней после аварии.
«В этом районе плавания не налажена система проведения спасательных операций, а значит, выход судна представляет собой прямую угрозу здоровью и жизни членов экипажа, – сказал председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) Александр Бодня. – И конечно нельзя забывать об экологии. В воду могло попасть огромное количество дизтоплива, и кто бы занимался уборкой разлива – непонятно».