25.11.2013

Искоренить коррупцию

   Некоторые компании, работающие в морской индустрии объединились, чтобы справиться с проблемой коррумпированности отрасли. В 2011 году датской группой «AP Moller-Maersk» была создана сеть по борьбе с коррупцией в морской индустрии Maritime Anti-Corruption Network (MACN). На сегодняшний день MACN динамично развивается  и совместно с ООН разработала доклад по борьбе с коррупцией, опубликованный в 2013 году.

Председатель английской судоходной группы  «Grieg Star» Элизабет Григ выступила на международной конференции «Nor-Shipping», состоявшейся в этом году, в качестве  делегата от  MACN. Она заявила, что изменение климата и  коррупция являются самыми важными проблемами, с которыми столкнулась морская отрасль.  Её слова подтверждает июльский отчет Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, в котором говорится, что ситуация со взяточничеством ухудшается. В  результате исследования, проведенного  в 107 странах мира, было установлено, что в  2012 году  один  из четырех   опрошенных давал взятку представителю государственного органа.

По утверждению Transparency International, девять из десяти стран с самыми высокими показателями коррумпированности находятся в Африке, и первыми в этом списке  идут Сьерра-Леоне и Либерия. Однако здесь также фигурируют Индия, Камбоджа и Афганистан. По подсчетам ООН, коррупция добавляет 10% и более  к расходам на  ведение бизнеса  во многих частях света. 

Что касается  судоходства, то как отметила Григ, «самой большой проблемой являются порты». В некоторых портах и каналах требование вознаграждений  для упрощения формальностей являются обычным явлением. Таможенники, представители органов контроля государства порта и лоцманы  часто просят за свою работу сигареты, алкоголь  и деньги. Несмотря на то, что на местном уровне это может быть и общепринятой практикой, все же такие действия незаконны.  

Неоднократно говорилось о том, что отказ от дачи взяток  приносит свои плоды. В отчетах указывается, что в ряде стран   портовые власти  начинают принимать, что определенные компании  не будут давать взятки и их никто не будет  беспокоить по этому поводу.  «Я слышала от членов нашей организации, что такая схема действительно работает. Если придерживаться данных принципов и отказаться от дачи взяток, то  они сдадутся. Можно привести несколько конкретных примеров, что данная система в самом деле работает. Может быть, не с первого и даже не со второго раза, но она действует, и это весьма воодушевляет. Никто из членов MACN  не считает, что они смогут изменить мир на следующий же день. Это выглядит несколько наивно. Реализация программы MACN –  достаточно  долгосрочная стратегия», – отметила Григ.   

Для достижения общеотраслевого эффекта, MACN пытается   обратиться с соответствующим посланием  к своим клиентам, пассажирам, портам, национальным и международным организациям  и властям. Это самое начало, однако,  по мнению Григ, сеть по борьбе с коррупцией в морской индустрии должна вырасти. Она согласна  с тем, что  морская отрасль  должна заниматься социально-экономическими проблемами: «Я уверена, что от того, как мы ведем свой бизнес, зависит общее представление о морской индустрии, поэтому  мы должны делать то, что в наших силах, развивать окружающее нас общество для его процветания. И коррупция – одна из проблем, с которой нужно справиться».

Transparency International не публикует отдельные цифры по уровню коррумпированности судоходной индустрии. На первых позициях данного списка (за основу было  взято количество респондентов (в процентом соотношении), которые в 2012 г. давали взятки должностным лицам), находятся следующие страны: Сьерра-Лионе (84%), Либерия (75%), Йемен (74%), Кения (70%), Зимбабве (62%), Ливия (62%), Камерун (62%), Мозамбик (62%), Уганда (61%), Сенегал (57%), Камбоджа (57%), Танзания (56%), Индия (54%) и Гана (54%).  Дания, Финляндия, Япония и Австралия (у всех равный показатель — 11%) имеют самый низкий показатель коррумпированности.

Благодарим за предоставленную информацию "TradeWinds" и ЦИА РПСМ.

↑ 

Наверх