РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Круинг «Балтийская Морская Компания» (БМК, Калининград) посылает народ в проблемные компании. Проблемы всегда стандартные: задолженность по зарплате, нет денег на билет домой и неизвестно, кто теперь судовладелец и почему не при делах.
Сначала была затянувшаяся агония с т/х «Antigone Z» (6924882-PAN), где экипажи «попадали» один за другим. Потом случилась эпопея с банкротством «Naveiro Navigation» (Португалия). Два десятка экипажей застряли на арестованных судах от Британии до Пиренейского полуострова. И полтора года люди, включая уехавших без зарплаты, воевали за обещанные деньги.
Экипажам помогли морские профсоюзы и Международная федерация транспортников (МФТ). А круинг-посредник, взимавший при трудоустройстве оплату за какие-то услуги, смылся. Прикинулся турагентством, которое столкнулось с форс-мажором, типа революции в Египте. Хотя в турбизнесе такие номера не катят, там лицензию отберут и по инстанциям затаскают.
К сожалению, за деятельностью, связанной с трудоустройством граждан РФ за границу, госконтроля нет. Поэтому БМК продолжает, за счет граждан, посылать их мир посмотреть. Причем граждане считают, что едут на заработки, а на самом деле это путешествие под названием «глазами российского моряка». А что без зарплаты, так в данном случае и не положено.
Последний пример. При найме в экипаж буксира «Dios» (8820743-VCT) ребята из Калининграда и его окрестностей заплатили БМК примерно по 24 тысяч рублей каждый. Взамен обрели странный документ типа контракта, но без подписи. И по условиям договора, оказавшегося фактически путевкой с тяжелыми условиями отдыха, попали в компанию «Divers Maritime Contracting llc» (зарегистрирована в Объединенных Арабских Эмиратах, Дубай) в Африку на строительство Транс-Габонской магистрали.
Здесь буксир-толкач обеспечивал разные операции, народ работал, но, как и положено по условиям тура, бесплатно. По завершению девятимесячного приключения четверо моряков, включая капитана, без денег вернулись домой. И с середины лета пытаются восстановить какие-то трудовые права.
На этом месте остановимся, чтобы понять, а могут ли они быть у моряков на судне удобного флага, где коллективного договора нет, зато трудовые контракты находятся в юрисдикции Объединенных Арабских Эмиратов. Значит, русские моряки попали в рамки законодательства по шариату.
Как известно, международные нормы о правах человека – это одно, а исламское законодательство – принципиально иное. «Принципиально», потому что в ОАЭ не предусмотрены профсоюз и общественная активность (если она светская), правозащитная деятельность (если она тоже от мира сего) и религиозные миссии с интерклубами моряков. В источнике шариата о таких понятиях – ни гу-гу.
Хотя в общем смысле нечто подобное там подразумевается. На сей счет богословы-комментаторы изящно излагают: «По Исламу, отношения между работниками и работодателями считаются братскими, то есть с равной ответственностью и взаимными обязательствами. Как говорил Магомет, да будут ваши работники вам как братья, и, если Аллах вручил их вам, пусть даже они не мусульмане, обеспечьте их заботой, едой, одеждой и защитой, и помощью в том, чтобы они вынесли свое бремя.
Со своей стороны, работники обязаны быть добросовестными, трудолюбивыми и честными» (комментарии Adnan Zulfigar, Radwa Elsaman).
Исходя из такой декларации, можно сказать, что русские моряки свое сполна отработали. Судно на плаву и в эксплуатации, подряд на терминал действует, да и флотилия арабская в составе 4-х единиц пополнилась землечерпалкой.
Может, по причине расширения бизнеса администрация ООО «Дубайские водолазы» (в лице директора Majed Abusharar) притормозила исполнение обязательств по шариату.
Ибо – ну, а че такого-то? Вокруг чистые джунгли и никаких профсоюзов. Африка – дело темное, Восток – дело тонкое. Вдобавок в экипаже русские вперемешку с горемычными грузинами, и знаете ли вы, как относятся к гастарбайтерам в Объединенных Арабских Эмиратах? Посмотрите фильм «Syriana» (2005, Stephen Gaghan), полистайте сводки со строек футбольных стадионов в Эмиратах, где гастарбайтерами поля удобряют.
Хотя есть документ под названием Каирская декларация о правах человека в Исламе, образца 1990 года, подписанный также ОАЭ: «Все работники имеют право на справедливую зарплату с расчетом без промедления».
И специально для «дубайских водолазов» приводим комментарии богословов Ислама: «Магомет сказал, что работник должен получить зарплату вовремя и честно. Он сказал, что зарплата должна быть выплачена прежде, чем у работника высохнет пот».
Но это если жить не по лжи. Если же по Ходже Насреддину, то остается тянуть резину, когда то ли ишак сдохнет, то ли морякам надоест ждать зарплату.
Председатель Калининградской региональной организации РПСМ,
Инспектор МФТ в порту Калининград
Вадим Мамонтов
Наверх