05.12.2013

Летучий марокканец

Всю жизнь это суденышко прибрежного лова не имело имени: траулер типа МРТР-0027 под номером IMO 7116547 – вот и вся песня. Рожденный в СССР для  «Запрыбы» с целью последующей приватизации и сменой ряда литовских собственников, в 2008 году, с подачи затесавшейся фирмы «Rio Mar Pescadores S.A.» (Панама), этот «рыбачек» ушел на металлолом.

И по официальным данным, умер.

Шли годы, и через пять лет с жалобой на невыплаченную зарплату в Российский профсоюз моряков (РПСМ) обратился моторист, списавшийся с судна снабжения «Erelis» (флаг Марокко). Снабжение происходит в водах Марокко в целях обеспечения промысла траулеров, которыми оперирует та самая «Rio Mar Pescadores S.A.».

Траулеры, большие и крупные, принадлежат  рыбопромышленной компании «Baltlanta JSC» (Клайпеда, Литва), той, что когда-то поставила точку в литовской истории МРТР-0027. «Baltanta» владеет четырьмя крупнотоннажными траулерами под флагом Литвы, а через свою испанскую дочку, несколькими судами под удобными флагами Коморских Островов и Белиза. И кто знает, может здесь и хорошо с соблюдением хоть каких-нибудь трудовых норм. А вот на судне «Erelis» под номером IMO 7116547, унаследованным от покойника, c этими нормами дела обстоят интересно. Например, в контрактах ни слова насчет законов, действующих на борту. И флаг судна в контракте тоже не указан.

Со стороны работодателя в контракте значится некий Алексей Галченков из «Baltic Atlant Shipping» (Испания), действующий в интересах «Rio Mar Pescadores S.A.». И необычных условий в контракте достаточно. Например, работник обязуется не требовать дополнительных выплат и заработка, кроме указанных в контракте в размере 30 евро в сутки.

Обязательства насчет медицинского обслуживания – голимая декларация. И насчет страховки от несчастного случая член экипажа должен позаботиться сам. Условия насчет списания моряка – произвольные. Например, «если  моряк замечен в подстрекательстве к нарушению условий контракта, участии в нелегальных забастовках, угрожает имуществу судовладельца».

Может, в африканском королевстве это нормально. Однако судовладельцам из Литвы, изобретающим такие условия для литовских рыбаков, следует знать международные нормы для рыбаков.

В конвенции МОТ №114 от 1959 года «О трудовых договорах рыбаков» сказано, что контракт не может содержать условий, позволяющих судовладельцу уклониться от юрисдикции трудового права (а в контракте, повторяем, вообще никакой юрисдикции не установлено).

Есть новейшая конвенция МОТ образца 2007 года «О труде в рыболовном секторе»: на владельцев рыболовных судов возлагается ответственность по обязательному страхованию и выплате соответствующих компенсаций работникам.

Хотя случай с «Erelis», воскресшим на костях МРТР-0027 таким способом, чтобы никто, кроме короля Марокко этого не знал, следует отнести к уголовному праву. Судно без документов и народ без зарплаты – это еще цветочки. Последствия от эксплуатации в море «неопознанного плавающего объекта» могут быть серьезными! 

Председатель Калининградской региональной организации РПСМ,
инспектор МФТ в порту Калининград
Вадим Мамонтов



↑ 

Наверх