Почему у китайцев хорошие дороги, современные самолеты, новейшие локомотивы и пароходы? Судя по громким судебным процессам, воруют там не меньше нашего, однако все равно порядка там больше. По крайней мере, крупнейшее по численности населения государство мира не имеет ничего общего с древнейшими самолетами, купленными в Уганде, и поездами типа секонд-хенд. Вот и к обновлению своего флота Китай подходит взвешенно, продуманно, давая понять судовладельцам, что не стоит держаться за ржавый пароход, когда есть возможность строить на очень выгодных условиях новые суда. Ведь помимо всего прочего, при поддержке государства удается сэкономить на ремонте.
Не случайно поддержка флота под отечественным флагом в Китае – задача государственной важности. Отдельных слов заслуживает действующая программа, согласно которой судовладельцам предоставляются субсидии на приобретение новых судов. Она проста и весьма эффективна. Смысл ее состоит в том, что если суда сдаются на металлом до окончания срока действия сертификата о мореходности судна, то при условии постройки новых судов судовладельцы могут обратиться за получением компенсации за счет государства. Она высчитывается из расчета 1,500 юаней за каждую регистровую тонну. В общем, совсем неплохо, если учесть, что $1 стоит порядка 6,0826 юаней. Есть еще два правила: построенные суда должны работать под китайским флагом, а их общий тоннаж не должен превышать тоннаж утилизированных судов.
Совсем недавно программа была пересмотрена, и процедура обращения судовладельцев за получением субсидий в значительной степени упростилась. По предварительной информации, сумма, зарезервированная на выплату таких компенсаций, составит 4,6 млрд. юаней.
Несомненно, многие бы российские судовладельцы не отказались бы от такой помощи со стороны родного государства. Впрочем, о ней приходиться лишь мечтать. Наши судовладельцы – чужие на «бюджетном празднике жизни». До них деньги из государственной казны не доходят, поскольку, например, надо выделить 600 млн. рублей на пропаганду имиджа губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, закупить автомобили представительского класса с кожаным салоном, увеличить почти вдвое зарплату народным избранникам и т.д.