23.12.2013

Расширяя границы

В Париже (Франция) прошла двухдневная конференция, посвященная вовлечению в ряды транспортных профсоюзов наемных работников – «TRANS-MAPS: организация менеджеров и специалистов». В мероприятии, которое проводила Европейская федерация транспортников (ЕФТ), приняли участие более 60 представителей отраслевых профсоюзов.

Лейтмотивом встречи стало внимание к менеджерам и специалистам (МиС) как к целевой группе, которой необходима защита профсоюза. Тон мероприятию задал председатель ЕФТ Эдуардо Шагас, который четко озвучил идею «TRAN-MAPS»: «Очень важно понять, что менеджеры и специалисты такие же наемные работники, как, например, водители автобусов и моряки. Разница лишь в том, что они сидят в офисах, и их можно назвать «управленцами». Если профсоюзы будут считать эту категорию работников продолжением высшего руководства, тогда нет смысла говорить об этих трудящихся. Однако если мы признаем, что менеджеры тоже могут оказаться в ситуации, когда с ними поступают несправедливо, то профсоюзам следовало бы начать работу по привлечению МиС в свои ряды».

Что касается судоходной отрасли, то некоторые участники признались, что испытывают трудности в вопросе определения понятия «капитан», так как, с одной стороны, он член экипажа – моряк, с другой – является представителем работодателя на судне, фактически тем же самым управленцем.  В связи с этим перед профсоюзами встает вопрос – является ли эта категория трудящих незащищенной и нужна ли ей поддержка, особенно в свете существования проблемы криминализации моряков.

«К сожалению, эта тема не нова, а в последние годы даже усугубилась в отношении капитанов, – отметил представитель англо-голландского профсоюза «Nautilus International» Чарльз Бойл. – Уголовные расследования начинаются в отношении самого широкого спектра происшествий, например, столкновений, угрозы столкновений, смертельных случаев на борту, загрязнения окружающей среды и незаконного груза».

В пример он привел случай с капитаном аварийно-спасательного судна «Viking Islay», на котором трое моряков погибли от удушья в отделении якорной цепи, где нет кислорода. Капитана осудили в Англии. В Норвегии прошел суд над капитаном и третьим помощником капитана сухогруза «Full City» по обвинению в халатности, после того, как в июле 2009 года судно село на мель, что привело к нефтяному загрязнению.

Специалисты Российского профсоюза моряков (РПСМ) также имеют опыт работы с моряками, подозревавшимися в преступлениях. За примером далеко ходить не надо. Один из последних инцидентов произошел с членами экипажа теплохода «Примадонна», обвиненных в контрабанде сигарет. Моряки были взяты под стражу и три года провели в тюрьме. Им грозило по шесть лет лишения свободы, но они были выпущены на свободу. В этой ситуации огромную работу проделал адвокат, помощь также оказал РПСМ.  

При возникновении подобных проблем ответственный работодатель для защиты своего работника наймет адвоката и заручится поддержкой, однако в случае, который произошел с моряками «Примадонны», он может дистанцироваться. В такой ситуации надеяться кроме помощи профсоюза и государства не на кого, а значит, капитан вовсе не защищен, даже несмотря на хорошее положение в компании.

В Российском профсоюзе моряков проблемы с принятием в свои ряды капитанов нет. Для РПСМ капитан – в первую очередь моряк, что позволяет ему по собственному желанию вступать или нет в РПСМ.

Что касается принятия в профсоюзы менеджеров и специалистов, которые трудятся на берегу, то этот вопрос остается открытым, ведь в любом случае, даже если профсоюзы начнут работу в этом направлении, решать будут работники. Однако просьбы о вступлении в один из европейских профсоюзов уже были. Это позволяет думать о том, что МиС нужна поддержка и правильности выбранного направления работы.

↑ 

Наверх