РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Долгожданное решение суда по делу об аварии танкера «Prestige» вынесено: трех обвиняемых оправдали, а истинных виновников аварии, вызвавшей одну из крупнейших экологических катастроф, так и не нашли, сообщает издание «Fairplay».
Похоже, судебное разбирательство по делу об аварии танкера «Prestige» войдет в историю как пример того, как не надо вести судебную тяжбу, если вы хотите установить виновных за разлив нефти и нанесенный экологический ущерб. Оправдательный вердикт в отношении трех обвиняемых по делу о причинении экологического ущерба, который вынес суд города Ла Корунья (провинция Галисия, Испания) стал оглушительным поражением не только для стороны обвинения, но и для всей испанской судебной системы в целом.
Напомним, 13 ноября 2002 года судно «Prestige», перевозившее 77 тысяч тонн мазута из России в Гибралтар, попало в сильнейший шторм. Корпус танкера получил трещину (по данным, ее длина достигала 35 метров) и начал терять груз со скоростью около тысячи тонн в сутки.
Капитан запросил у ближайшего к месту нахождения танкера порта Ла Коруньи разрешение на вход в гавань, чтобы укрыться от волн и для прохождения ремонта. Однако начальник порта отказал в просьбе, объяснив свое решение тем, что вытекающий из танков судна мазут нанесет экологический ущерб галисийскому побережью! Отказалась принять судно и соседняя Португалия, после чего «Prestige» был отбуксирован в море подальше от берегов.
В итоге через шесть дней, 19 ноября, судно раскололось и затонуло. Вылившийся мазут покрыл несколько тысяч квадратных километров морской поверхности и более 1700 км береговой линии.
Обвинение настаивало на тюремных сроках: от 5 до 12 лет для обвиняемых и взыскании с них причиненного ущерба побережью Галисии, который оценили в 4,4 млрд евро.
Тем не менее, несмотря на многочисленные свидетельства, представленные в ходе длившегося восемь месяцев судебного разбирательства, трое судей сочли их недостаточными для наступления уголовной ответственности в отношении 78-летнего капитана танкера «Prestige» Апостолоса Мангураса, старшего механика Николаса Аргиропулоса и бывшего руководителя испанского департамента торгового флота Жозе Луиса Лопеса-Сорса. В качестве утешительного приза, суд все-таки признал капитана Мангураса виновным в «неподчинении приказам во время бедствия», а именно – требованию приказа испанских портовых властей позволить отбуксировать танкер в открытое море, и приговорил его к девяти месяцам тюремного заключения, отбывать который он не будет, так как уже отсидел этот срок.
Судья Хуан Луис Пла еще в июле этого во время интервью испанской газете «El Pais» назвал эту судебную тяжбу «излишней, бессмысленной и дорогой», тем самым уже намекнув на возможный ее исход. В частности, он обратил внимание на «большие пробелы» в доказательной базе обвинения, отметив следующее: «Очевидно, что причастными к этой аварии являются гораздо большее число людей, как из высших политических кругов, так и далеких от политики». Говоря о «высших политических кругах», судья, вероятно, имел виду широко обсуждаемое мнение о том, что каков бы ни был вынесен приговор господину Лопесу-Сорсу, он бы касался и его «начальников». Таким образом, оправдав его, суд снял вину за случившееся с тех, кто стоял у власти в 2002 году, когда произошла эта ужасная катастрофа.
Что касается «далеких от политики» людей, то вполне вероятно, судья имел ввиду владельцев танкера «Prestige» – компанию «Mare Shipping», оператора – «Universal Maritime» и классификационное общество – «American Bureau of Shipping» (ABS). В заявлении суда говорится, что им были представлены ясные свидетельства наличия у судна технических проблем, однако почему и когда они возникли – суд так и не понял. «Никто точно не знает, что могло стать причиной произошедшего, и как должен был отреагировать капитан на чрезвычайную ситуацию, сложившуюся на борту, чтобы предотвратить ее последствия», – заявил судья Пла в своем выступлении по телевидению, оглашая приговор по данному делу.
В Испании этот вердикт подвергся оглушительной критике как со стороны политиков, так и экологов. Директор испанского отделения «Greenpeace» заявил: «Приговор показал, что мы не готовы ни рассматривать судебные дела в отношении экологических катастроф, ни защищать окружающую среду». «Greenpeace» открыто заявляла о том, что считает одной из основных причин трагедии – решение портовых властей отбуксировать получившее пробоину судно в открытое море.
Теперь, огласив оправдательный приговор господину Лоресу-Сорсу, суд оставил безнаказанными портовые власти, тем самым предоставив нефтяной отрасли карт-бланш, чтобы она могла беспрепятственно ставить под угрозу людей и экологию. Природозащитники точно выразили главное: «Суд вынес оправдательный приговор обвиняемым по делу о самой ужасной экологической катастрофе в истории Испании, а это значит, что истинные виновники не понесут наказания».
Местная экологическая группа «Nunca Mais» организовала массовые демонстрации протеста в 15 городах Галисии. Негодование экологов вызвало то, что никто из политиков не понес наказания за крупнейший разлив нефтепродуктов, приведший к небывалой экологической катастрофе.
Международное судоходное сообщество восприняло вердикт суда спокойнее, особенно оправдательный приговор бывшему капитану и старшему механику. Страховщик танкера, клуб взаимного страхования «London P&I Club» первым публично отреагировал на вердикт – в день его оглашения. В их заявлении говорится, что они довольны оправдательным приговором, хотя удивлены признанием вины капитана Мангураса в неподчинении приказам портовых властей Испании позволить отбуксировать судно в море. «Это очень неожиданно, учитывая тот факт, что капитан Мангурас добровольно остался на борту поврежденного судна с угрозой для жизни, и спасатели, прибывшие тогда на место трагедии, высоко оценили его действия», – заявили в страховом клубе.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) считает, что приговор в отношении капитана «Prestige» является ярким примером проблемы криминализации моряков, особенно в свете того, что существуют свидетельские показания о поведении экипажа, который до последнего пытался спасти судно и предотвратить катастрофу. Кроме того, данный инцидент демонстрирует брешь в наличии портов-убежищ, что тоже является серьезной проблемой для отрасли. Самое главное на сегодняшний день – вынести урок из случившегося и предотвратить аналогичные ситуации в будущем.
Наверх