РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
«Титаник» – один самых шикарных и современнейших пароходов своего времени, затонул очень быстро. По роковому стечению обстоятельств первый же рейс лайнера стал для него последним. 14 апреля 1912 года около полуночи судно, на борту которого находилось в общей сложности больше 2000 человек из числа пассажиров и членов экипажа, столкнулось с айсбергом, а уже через 2,5 часа на дне Северной Атлантики. Погибло более 1500 человек.
Трагедия «Титаника» имела куда большие последствия с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания. Проведенное тогда расследование показало, что спасти можно было больше людей, если бы на борту были спасательные шлюпки в достаточном количестве. Их же на всех не хватило. Теоретически общая вместимость всех шлюпок составляла чуть больше 1000 человек. Объяснялось это действовавшим тогда правилам, составленным в 1894 году. В соответствии с ними общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа.
«Титаник» по данному показателю опередил всех: водоизмещение лайнера составляло 52310 тонн, для сравнения у других больших судов – всего 10 тысяч тонн. К тому же документально подтверждено в ходе расследования трагедии, что «если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, то многие из тех, кто погиб, могли спастись.
Гибель «Титаника» стала своего рода катализатором, ускорившим принятие столь нужных и необходимых мер, направленных на снижение аварийности, избежание повторения подобных морских происшествий. И в этом смысле особое место занимает хорошо знакомая каждому моряку Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74/88), которой 20 января 2014 года, подумать только, стукнуло 100 лет!
Значимость и необходимость такого документа не поддается сомнению. Эту конвенцию принимали в Лондоне. Поначалу наряду с требованиями по безопасности мореплавания для всех судов она содержала нормы по делению пассажирских судов на водонепроницаемые отсеки, спасательным и противопожарным средствам. Конвенцией также впервые предусматривалось установка радиотелеграфного оборудования на борту судов. Впоследствии SOLAS несколько раз пересматривали, дополняли с учетом требований времени. И сейчас этот документ по праву является одним из четырех столпов, на которых стоит нормативно-правовая система в морском судоходстве, вместе с тремя другими международными конвенциями: Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL73/78), Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW) с Манильскими поправками и Международной сводной конвенцией МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC).
БТО РПСМ
Наверх