РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В Лондоне, в штаб-квартире Международной морской организации (IMO), прошла ежегодная церемония вручения премии «За отвагу на море». В этом году в числе номинантов впервые оказался российский моряк. Капитан танкера «DS Crown» новороссиец Владимир Сафонов вместе со своей командой вытащил из Атлантического океана два десятка немецких, польских и филиппинских моряков. По возвращению домой уже после награждения капитан согласился дать газете «Новороссийский Рабочий» эксклюзивное интервью. – Владимир Александрович, расскажите об инциденте, ставшим поводом для вашей номинации на эту престижную премию? – Это произошло 14 июля прошлого года в Северной Атлантике, на середине перехода из Канады в Великобританию. Ранним утром я поднялся на мостик. Старший помощник как раз положил трубку и сказал, что только что принял сигнал бедствия от немецкого контейнеровоза «MSC Flaminia». Мы попытались перепроверить информацию, но на судне уже никто не отвечал. Тогда связались с береговой охраной британского Фалмута, это была их зона ответственности, однако и они не смогли подтвердить или опровергнуть сведения о терпящем бедствие контейнеровозе. Обязанность любого судна – оказать помощь в такой ситуации, поэтому было принято решение идти на сигнал. Через 2 часа мы уже были на месте и, как оказалось, очень вовремя – 330-метровая Flaminia горела, а экипаж дрейфовал на спасательном плоте. – Всем удалось уцелеть? – Нет, один филиппинец из экипажа «MSC Flaminia» погиб прямо на месте, когда произошел взрыв. Очевидцы говорят, что он вместе со старпомом пошел проверять горевшее помещение, раздался мощный взрыв, и филиппинца просто не стало. Старпома сильно обожгло и выбросило на палубу. Еще трое моряков получили серьезные ожоги. Поднимать раненых было особенно сложно из-за волнения моря, поэтому мы использовали специальную корзину, предназначенную для передачи людей с судна на судно. Всего мы приняли к себе на борт 22 человека, оказали им медицинскую помощь, какую могли, – промыли и смазали ожоги. Затем вышли на связь с координационным центром г. Фалмут, запросили консультацию врача. Когда я описал состояние старпома – вся лицевая сторона его тела была черная от обильного ожога, – доктор ответил: «Просто давайте ему морфий, он не выживет». Через 2 часа моряк действительно умер. Троим раненым мы оказали посильную помощь, но им срочно требовалась госпитализация, а у нас на исходе было топливо, поэтому шли мы со скоростью всего 8 узлов. Я запросил береговую охрану как можно скорее предоставить нам быстроходное судно для передачи раненых. К их чести, достаточно быстро к нам подошел контейнеровоз, на который в той же корзине мы перегрузили обожженных моряков. Спустя 10 часов они уже были в ожоговом центре на Азорских островах. Позже я узнал, что двоих выписали через 2 недели, третьему пришлось лечиться дольше и уже в Испании. Но выжил и он. – Как вы можете оценить действия вашего экипажа? Не было ли паники и страха за свои жизни? – Все действовали собранно, грамотно и очень профессионально. Именно благодаря этому нам удалось завершить спасательную операцию за 2 часа, оперативно организовать передачу раненых и в итоге их спасти. За наши жизни страха не было, я адекватно оценивал ситуацию, не подводил судно близко к горящему контейнеровозу. «Боевое крещение» у нас прошел второй помощник – поначалу не мог уколоть обожженного старпома Flaminia, первый укол за него сделал старший механик. Конечно, это шок, когда у тебя на руках умирает человек…Но наш экипаж действительно сработал в этой ситуации очень слаженно: как моряки, как медики, как психологи и даже как соседи, делились со спасенными одеждой и до прихода в Великобританию жили в каютах по двое. В порту Фалмут нас встречали представители компании-владельца «MSC Flaminia». Поблагодарили за спасение экипажа, каждому вручили благодарственное письмо и именные часы. – Когда вы сообщили о произошедшем родным? – Я позвонил домой из Фалмута, объяснил в двух словах, что случилось, а уже детали рассказал, когда вернулся в Новороссийск. Все это случилось в самом начале моего контракта, поэтому жена до моего возвращения и не знала точно, что и как произошло. – Как вы отреагировали на новость о вашей номинации в IMO? – Для меня это стало полной неожиданностью. Ведь множество моряков и капитанов постоянно спасают людей на море – экипажи, туристов, беженцев, – но их отвага остается незамеченной. Мне даже китель пришлось срочно купить для такого торжественного случая! Как потом объяснили, номинировала меня береговая охрана Фалмута как капитана, фактически организовавшего спасение на море в зоне их ответственности. – Кто награждал самых отважных моряков? – Не только моряков – двое американских вертолетчиков получили медаль за спасение людей с парусного судна во время урагана. Церемония проходила в большом зале торжественных мероприятий в последний день заседания Ассамблеи IMO. Нас, номинантов, посадили в первый ряд, и генеральный секретарь IMO Койджи Секимидзу вызывал каждого для вручения наград, пожимал руки и благодарил за службу. Так, в присутствии делегатов от всех 170 стран-членов Международной морской организации, в том числе постоянного представителя России в IMO Юрия Меленаса, нас наградили сертификатами «За выдающуюся отвагу на море». Думаю, что многие моряки достойны признания, потому что в подобных ситуациях поступают так же.
Наверх