РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
С момента вступления в силу Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве прошло полгода (MLC-2006). Но даже за этот короткий промежуток времени документ доказал свою значимость и эффективность, и его влияние продолжает стремительно расти. По состоянию на февраль MLC-2006 подписали 56 стран, представляющие 80% мирового валового тоннажа. Сегодня более миллиона моряков и тысячи судовладельцев работают по единым требованиям, обозначенным в конвенции.
Директор Департамента международных трудовых стандартов МОТ Клеопатра Думбия-Генри оценила текущее состояние конвенции, ее имплементацию в странах и значение для международного трудового права и мировой торговли:
– Сегодня мы отмечаем не один, а два праздника. Наряду с шестимесячным действием конвенции, 23 февраля исполнилось восемь лет со дня ее принятия. Уже тогда MLC-2006 стали называть историческим документом для судоходной отрасли. Это бывает очень редко, когда столь серьезная и всеобъемлющая конвенция МОТ принимается без разногласий. Именно так было с MLC-2006.
Последние восемь лет были очень продуктивными. МОТ методично выполняла план по обеспечению ратификаций. Мы справились с этой задачей: темп ратификаций со стороны морских держав оказался довольно интенсивным. И мы рады, что работа в этом направлении продолжается. На мой взгляд, это говорит о высоком уровне сотрудничества между всеми сторонами, которые затрагивает конвенция. Это делает ее по-настоящему инновационным документом.
– Какие инструменты помогают реализовывать конвенцию на практике?
– Конвенция вобрала в себя самые лучшие наработки. Для эффективного выполнения ее требований создается множество различных инструментов. Это руководства для портового контроля при проверке судна, по юридическому оформлению документов, новаторские принципы в подготовке судовых поваров. Кроме того, Международная федерация транспортников (МФТ) и Международная федерация судоходства (МФС) выпустили ряд документов по реализации MLC-2006 для судовладельцев и моряков. В целях обеспечения мгновенного обмена информацией о конвенции появилось много групп и приложений в социальных сетях.
– Что было сделано в рамках процесса внедрения конвенции?
– До вступления конвенции в силу мы знали, что нас ждет огромный объем работы. Нужно было проинспектировать 40 тысяч судов и на каждое выдать сертификат, если условия труда на нем отвечали требованиям MLC-2006. Специально для этого инспекторы проходили обучение в морской академии труда МОТ в Турине. Мы буквально создали батальон для проведения проверок. МОТ также помогла государствам-членам в наращивании потенциала для проведения необходимой правовой работы и создала специальный веб-сайт с большим количеством инструментов и ресурсов, в том числе базы данных, содержащие доклады и другую полезную информацию. Было проведено несколько мероприятий относительно страхования ответственности судовладельцев.
– Существуют ли на сегодняшний день проблемы с ратификацией документа?
– С одной стороны, мы можем отметить быстрый темп ратификаций, с другой – существуют региональные проблемы. Мы бы хотели увидеть больше ратификаций из Азии, стран Ближнего Востока, Индийского океана и Латинской Америки.
– Как конвенция повлияла на морскую отрасль?
– На конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по торговле было озвучено, что 80% мировой торговли по объему и 70% мировой торговли по значению приходится на морской транспорт. В докладе одного из участников отмечалось, что одним из наиболее важных событий стало вступление в силу конвенции. По-моему, это отражает важность и значимость MLC-2006 не только для моряков и судовладельцев, но судоходной отрасли и мировой экономики в целом.
– Вы видели какие-нибудь проблемы в реализации конвенции?
– Мы ожидали некоторой неопределенности и, возможно, замешательства в связи с проведением инспекций на судах. Тем не менее, многие проблемы, которых мы опасались, были эффективно решены.
– В апреле состоится первое заседание специального трехстороннего комитета, созданного для обсуждения MLC-2006 . Какие вопросы стоят в повестке дня?
– Этот важный комитет играет ключевую роль для MLC-2006. Он проведет свою работу 7-11 апреля 2014 года. Будут рассмотрены два предложения о поправках в конвенцию. Одна из них касается определения более четкого понятия ответственности судовладельцев в отношении страхования зарплаты моряков и других страховых случаев.
– Что представляет из себя конвенция для трудовых норм в более широком смысле?
– Я считаю, что во многом MLC-2006 является «глобальным пилотным проектом» по изучению новых подходов по созданию достойных условий труда для транснациональных работников и работодателей. Если в рамках трехстороннего диалога и международного сотрудничества мы смогли принять стандарт, который создает хорошие условия занятости для такого сложного сектора, как морская индустрия, то мы в состоянии добиться подобного успеха практически для любой отрасли. Как человек, который посвятил всю свою жизнь работе с трудовыми нормами, я могу только надеяться, что диалог между правительствами, работодателями и профсоюзами положит начало по созданию аналогичных инициатив в других секторах.
Источник: МОТ
Наверх