07.03.2014

Девчонок манят паруса

«Женщинам в море не место и точка!» – с этих слов начинался каждый серьезный девичий роман с морем.  

У одних он этим и заканчивался, другие жизнью своей доказывают, что может быть и по-другому. Этот путь, реально трудный и требующий множества жертв, только для избранных. Но есть, оказывается, и третий. Море, когда-то то ли в шутку, то ли по ошибке позвавшее за собой девчонку, становится если не профессией, то сбывшейся мечтой. А если уж мечтать, то по-настоящему: чтобы и парус, и Млечный путь, и летучие рыбки.  

Курсант Горчакова руки в карманах не держит

Роман Надежды Горчаковой с морем начался в 2005 году с детской парусной школы в Новороссийске. Через год, в 2006-м, в Цемесской бухте ошвартовался парусный барк «Седов». Тогда она в первый раз поднялась по его трапу... Потом были книги Станюковича и Всеволожского рядом с томами о ветрах, яхтах и навигации…

 В 2013 этот путь привел Надежду в тропическую Манилу, куда барк зашел во время своей очередной кругосветки.

– Как попасть на «Седов»? Это главный вопрос для многих, – уверяет Надежда. И тут же на него отвечает. – Основных путей три. Либо по большой удаче, выиграв грант Российского географического общества/удачно устроившись на работу/став журналистом, – это мой вариант, либо за некоторую сумму денег, либо – курсантом Мурманского технического университета попасть сюда на практику. Последний вариант самый долгий, самый интересный и, пожалуй, только для избранных. Зачем это понадобилось мне? Ну, например, чтобы научиться управлять парусами и такелажем, постоять у штурвала и непременно долезть до клотика. И чтобы глянуть на капитанский мостик с более чем шестидесятиметровой высоты.

Надежда попала на барк на этап перехода Манила-Владивосток. И за три недели сполна черпнула и тропиков, и зимы на Дальнем Востоке, солнца и шторма в 9 баллов, жары и обледенения судна. Одним из самых ярких впечатлений стала ночная вахта на руле в тот самый 9-балльный шторм при температуре -3°С, когда вахту стояли аж впятером. Огромные волны перехлестывали через всю палубу, ветер пронизывал до костей сквозь намокшую одежду, а на натужно скрипящий штурвал ложились снежинки.

Но было, конечно, и другое. Млечный путь и вторящие ему звездочки планктона в ночи за кормой, летучие рыбки, склянки, звук рынды, штурманская рубка, в которую поначалу она могла входить дважды в сутки во время приборки, поскольку была приписана к первому гроту и должна была чистить до блеска медный нактоуз. Это было, пожалуй, самым неблагодарным делом в мире: через несколько часов металл вновь покрывался мутной пленкой соли. Час триумфа настал, когда курсанта Горчакову допустили, наконец, до вахты на руле, и она дрожащим от счастья голосом кричала на мостик: «Курс по гирокомпасу, курс по магнитному компасу, вахту приняла/сдала!».

Настоящие моряки над ней, конечно, посмеялись бы. Помимо романтики, которая, безусловно, присутствует в морском парусном деле, есть и тяжелая работа. На флоте нет выходных, только лишний час сна в воскресенье. Даже три парусных аврала за ночь ничего не меняют. Работы всегда полно: шкурить, покрывать лаком, красить и драить то палубу, то медь, клетневать ванты, переукатывать паруса. И ежедневно малая приборка, а перед заходом в порт большая. А ведь еще и вахты!

– В сильный шторм многие обыденные вещи становятся смешными, – делится впечатлениями Надежда. – Смешно, например, обедать: суп и компот оказываются проворнее людей. А уж если вещи в кубрике не закрепить…Моя соседка Саша после очередного такого случая сложила все мелочи в пустой рундук. Следующие несколько ночей мы сквозь сон слушали, как они перекатываются внутри. Бывало, поймаешь волну и на ходу прямо подлетаешь над палубой – вот тут и вспомнишь суровый оклик нашего доброго вообще-то старшего боцмана «Руки в карманах не держать!». Морская болезнь – не миф, и я ею мучилась, пусть и немного. Спасение нашла в работе: занятого плетением сезневок человека, по-моему, никакой шторм сломить не может.

А вообще «Седов» в моей жизни – единственный и неповторимый. И началось все на самом деле задолго до моего первого детского шага на палубу в Новороссийске. На этом  барке в 1955 году ходил судовым врачом мой дед Н. В. Смирнов. А мой прадед, географ, профессор МГУ Б. П. Орлов, в  1954 издал монографию о первом русском кругосветном плавании, маршрут которого в 2013 и повторял «Седов». Все не случайно. И эта история еще не закончена.

Я стала обычным матросом

Молодая новороссийская художница Валентина Бронникова четыре месяца отработала матросом на историческом паруснике «Штандарт» .

«Штандарт» — это первый корабль, построенный по чертежам Петра Первого. По ним он и был воссоздан в конце ХХ века в Санкт-Петербурге при участии историков Государственного Эрмитажа. В последние годы парусник постоянно находится в Балтийском и Северном морях, посещая порты континентальной Европы и Скандинавии.

Узнав, что на «Штандарт» требуются волонтеры, Валентина, получив приглашение от капитана корабля, выехала в Голландию, где парусник в то время стоял в ремонте.

– Я стала обычным матросом, – рассказывает она. — Кроме меня, в команде было еще несколько девушек. Все мы работали бесплатно, нами руководили желания познать что-то новое, путешествовать под парусом. За эти четыре месяца я научилась многим вещам — работать с «болгаркой», шкурить деревянные поверхности, зашивать паруса.

На «Штандарте» все так же, как было 300 лет назад. Сокращено только количество пушек, да в помощь парусам установлены два двигателя, которые помогают гарантировать своевременный приход в очередной порт. Длина «Штандарта» – 33 метра, осадка – 3 метра. Три мачты. В экипаже всего три офицера и, конечно, капитан. Все остальные – матросы из числа волонтеров, порой до 30 человек. Кстати, боцманом на «Штандарте» был выпускник нашего Новороссийского морского университета Андрей Игнатенко.

Экипаж международный: англичане, немцы, голландцы, но русских большинство. Капитан для всех преподавал навигацию на английском языке. Для меня это стало лучшей языковой практикой. За эти месяцы английскому научилась больше, чем за все предыдущие годы.

Приходилось даже подниматься на мачты: бегала по вантам, забиралась на грот-мачту высотой 33 метра. Приходилось и паруса складывать на ходу. Я после такой тренировки дома у мамы все банки стала руками открывать.

За четыре побывала в Роттердаме. Там к нам на борт поднимались мэр города с главами округов, принесли с собой вкусные пончики. Наше судно везде посещали почетные гости. В Голландии судно хорошо известно. А официальным покровителем его стал король. В Амстердаме, в филиале нашего Эрмитажа, принц Нидерландов организовал по случаю своей коронации выставку, посвященную Петру I. Наш парусник и мы сами в исторических камзолах начала XVIII века были частью экспозиции. Я даже несколько раз водила экскурсии. Кстати, в странах Европы наш корабль считается еще и отличным экологическим проектом.

Однако на этом путешествия под парусом во времени и пространстве для Валентины не закончились. Она не просто мечтает о продолжении, но и знает уже, что вновь окажется на «Штандарте» в июле. И будет участвовать в регате, которая пройдет на Балтийском море от Орхуса (Дания) до Хельсинки (Финляндия).  

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх