15.04.2014

Даешь каюту для жалоб!

Еще год назад судовладельцы опасались Сводной конвенции МОТ 2006 о труде в морском судоходстве (MLC-2006), которая объединила международные нормы, регламентирующие труд моряка. Суть требований MLC-2006 заключается в ее названии: это – труд, отдых и обитаемость на морских судах. Поэтому зря работодатели шьют конвенции чужое, типа защиты окружающей среды, или опасаются процедуры подачи жалобы со стороны моряка, обязательной на судах с августа прошлого года, когда MLC-2006 вступила в силу.

Увы, на судах удобного флага по-прежнему наблюдается «молчание ягнят». Просто теперь его прикрывают документы о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве – Декларации и Сертификаты. Хотя если нет коллективного договора МФТ, чем обеспечены эти бумаги?

Вот несколько примеров, когда документы MLC-2006, выданные государством удобного флага, являются просто ширмой.  

Т/х «APUS» (IMO 8604606), флаг Белиза, вместо одного судовладельца – несколько. И столько же фиктивных контрактов у одного и того же экипажа. У одних моряков – с компанией «Volans Shipping Ltd.» из Белиза, у других – с одноименной фирмой из Латвии, у третьих – с какой-то кипрской «Baroso Shipmanagement Ltd». Хотя действительным оператором судна является латвийский «ROKO SHIPMANAGEMENT». В итоге у российских моряков с борта «APUS» на ремонте в порту Литвы получилось четыре работодателя. Причем единственный настоящий – никаких документов не оставил. Агент по найму заключал с моряками контракты буквально на улицах Калининграда или в кафе, или коридоре какого-нибудь агентства. Он исчез. Остался лишь долг по зарплате за три месяца работы на судне. Однако следов, подтверждающих задолженность, нет. Потому что ставки зарплаты в трудовых контрактах моряков не указаны, платежной ведомости нет, так как деньги выдавали на борту «черной» наличкой.

Наши ягнята с «APUS» не жаловались с момента списания. И так прошло три месяца, и лишь потом люди пришли в Российский профсоюз моряков (РПСМ) и Международную федерацию транспортников (МФТ) в Калининграде.

Подавать официальную жалобу государству Белиз они отказались. Вот такие ребята с таким правосознанием работают на судах удобного флага. Вы думаете, требования MLC-2006 это учитывают?

Вот древний рефрижератор «NOVAYA ZEMLYA» (флаг Сент Киттс и Невис, IMO 8514796). Судовладелец из Одессы, экипаж украинский, уровень зарплаты – примерно $700 для матроса. Указаний на ставку зарплаты нигде нет, она даже не прописана в индивидуальных контрактах. Подтверждения о перечислении денег отсутствуют.

Судно имеет Сертификат Соответствия MLC-2006, выданный по поручению государства флага Российским регистром, и прочие бумажки. А что толку? Эта радость бюрократа заполняет собой толстенную папку, набитую образцами бланков и инструкций. И это содержимое с реальными моряками, их контрактами и рукописной платежной ведомостью никак не стыкуется. По сути судно в океане, зарплата начисляется на каком-то берегу, и узнать о перечислении моряк может лишь, если сам позвонит родственникам на Украину.

Интересно, что представитель судовладельца, оказавшийся на борту, критикует MLC-2006 за какую-то жесткость. Да вы, батенька, настоящий король на диком рынке труда! И Сертификат MLC-2006 вас пока что прикрывает. 

И та же картина на судне «FRIO FORWIN» (флаг Кипр, IMO 9076260), регистровый владелец на Кипре, фактический – из Санкт-Петербурга, экипаж – калининградцы. Уровень зарплаты, по словам моряков, на уровне МФТ, но коллективного договора на судне нет. «А зачем, если в нашей хорошей компании всегда было хорошо?» – удивляются моряки. Трудовые контракты подписаны неким частным лицом, шлепнувшим на бланк частную печать: круглый оттиск с именем и фамилией без дополнительных деталей. По словам моряков, это хороший человек, который никого никогда не обижал.

И в подтверждение их слов судно сертифицировано на предмет соответствия MLC-2006. Вот справка, выданная немецким Ллойдом, и вот несколько папок. Их содержимое никак не пересекается с текстом индивидуального трудового контракта, где ни буквы о том, куда и к кому бежать жаловаться.

Может, в почтовый ящик на Кипр, а может, в контору Ллойда – выбор имеется. Ведь моряки, обученные судовладельцем, думают, что теперь после вступления MLC в силу у профсоюзов нет никаких прав, а текст трудового контракта является коммерческой тайной.

В таком случае предлагаю организовать на таких судах, где нет договора МФТ, специальную Каюту. Пусть там лежит Кодекс законов флага для самообразования экипажа и хоть какая-нибудь Жалобная Книга. Ну и само собой, почтовые конверты с адресом на деревню международному дедушке.

Этим MLC-2006 и победит, если пока что не стала намордником для разных Ганнибалов.

Вадим Мамонтов,

председатель Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ) и инспектор МФТ в порту Калининград

↑ 

Наверх