РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России выступил за отмену запрета на забастовку в отношении транспортников. Свои предложения совет представит Президенту РФ Владимиру Путину в ближайшее время. Об этом сообщает сайт Конфедерации труда России (КТР) со ссылкой на «Известия».
«В адрес Президента РФ Владимира Путина будут направлены предложения по отмене дискриминационного запрета на забастовку в отношении работников транспорта», – отметил председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов.
Сейчас забастовки работников транспортной отрасли запрещены ст. 413 Трудового кодекса (ТК). Она запрещает стачки в организациях, «непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей».
– В начале 2000-х годов была принята новая редакция ТК, после чего движение за коллективное отстаивание трудовых прав стало невозможным и пошло на спад. Забастовки в это время, конечно же, проводились, но через суды работодатели добивались их признания незаконными. Самая длительная и массовая стачка состоялась в ноябре 2007 году во Всеволожске Ленинградской области. Речь идет о забастовке на заводе «Ford», – рассказал участвовавший в заседании совета председатель Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) Игорь Павлов.
По данным Росстата, в 1997 году в России было зарегистрировано 17 тысяч коллективных трудовых споров в виде забастовок, а в 2013 году не зарегистрировано ни одного спора.
Руководитель правовой службы ФПАД Олег Бабич отмечает, что текущая версия Трудового кодекса попирает фундаментальное право, которое закреплено Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966), а также конвенцией Международной организации труда «О свободе объединений и защите права на организацию» (1948).
«Право на забастовку является одним из главных, если даже не единственным эффективным способом защиты трудовых прав, поэтому это право закреплено в российской Конституции. К примеру, более трех лет наш работодатель – ФГУП «Государственная корпорация по ОрВД» – уклоняется от заключения коллективного договора, а суд не может заставить работодателя сесть за стол переговоров», – прокомментировал Руководитель правовой службы Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) Олег Бабич.
Адвокат компании «Налоговик» Сергей Литвиненко пояснил, что в Трудовом кодексе общий запрет на забастовки в инфраструктурных отраслях обоснован в самом законе защитой основ конституционного строя и обеспечением безопасности.
«Однозначно заявить, что этот запрет является дискриминационным, нельзя, даже несмотря на то, что он ограничивает права людей на забастовку, закрепленные в Конституции (ст. 37), – пояснил С. Литвиненко. – Но в то же время, чтобы нивелировать вред от запрета на забастовки, нужно предоставить трудящимся другой механизм защиты своих прав. А этого в стране нет. И поскольку работники не имеют возможности защитить тем или иным способом свои права, то с этой точки зрения запрет все-таки носит дискриминационный характер».
Наверх