РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Интернациональный экипаж теплохода «Henny», состоящий из россиян, кабоверденцев и голландца, репатриирован из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Россияне прилетели на Родину 13 июня. О том, как жилось морякам четыре месяца на борту судна в портах ОАЭ, и кто оказал реальную помощь в возвращении, рассказал капитан судна Виктор Маляренко, который находится дома с семьей в Севастополе.
Виктор Маляренко попал на «Henny» через архангельский офис голландского круинга «Sea Whale». Когда он устраивался на работу, его заверили: проблем у компании «Geuze Shipping» никогда не было, а само судно будет работать в Европе. Капитан согласился с условиями, тем более семье нужны были деньги: в планах была покупка квартиры, за которую надо регулярно платить.
Моряк даже не представлял, что, уйдя в рейс, не то что денег на жилье не будет, но и жена, двое детей и мать останутся без средств к существованию. В аналогичной ситуации оказались практически все члены экипажа.
Правда открылась сразу же. 18 декабря 2013 года моряк прибыл на судно в Италию, где выяснил, что несколько месяцев тому назад теплоход «Henny» был задержан в аргентинском порту из-за технических неполадок и задолженности по зарплате предыдущему экипажу. Благодаря совместной работе представителей администрации флага и инспекторов Международной федерации транспортников (МФТ), судовладелец устранил замечания и погасил долг. Тут же выяснилось, что о работе в Европе стоит забыть, так как судно пойдет на ОАЭ. «Об этом в круинге «Sea Whale» знали, – сказал капитан. – Однако на мой прямой вопрос о репутации компании, уверенно ответили, что с «Geuze Shipping» сотрудничают давно, и проблем никогда не было. Но они не могли не знать, что судно компании задержали в Аргентине не на пустом месте».
24 февраля 2014 года судно пришло в Эмираты, где и осталось стоять на долгие четыре месяца. Но тогда моряки думали, что зайдут в порт, выгрузятся и снова в рейс. Сюрпризы начались на пути в Абу-Даби. «На выходе из Суэцкого канала наш менеджер, он же судовладелец, сообщил нам, что под флагом Белиза, который нес наш теплоход, заходы в порты ОАЭ запрещены, – отметил В. Маляренко. – По большей части это связано с регистрацией в определенном классификационном обществе, которое Эмираты не признают. Недолго думая, руководство «Geuze Shipping» отказалось от флага Белиза и начало регистрацию флага Того».
Как выяснилось позже, работодатель зашел на официальный сайт государства флага Того, заполнил электронные документы на перефлагирование, переслал их в капитанию порта Абу-Даби и нам на судно для подтверждения, а заплатить за флаг забыл. Так т/х «Henny» оказался без белизского и тоголезского флагов. «Об этом нам сообщили позже инспекторы портового контроля (PSC), – продолжил капитан. – Все это время мы находились в ОАЭ нелегально, о сходе на берег можно было и не мечтать».
С конца февраля от менеджмента «Henny» не поступало никакой помощи. На словах компания не отказывается от судна и экипажа, однако реальных действий по изменению ситуации с ее стороны не было. «У меня было четкое ощущение, что владелец «Geuze Shipping» то ли получил компанию в наследство, то ли решил сделать бизнес в отрасли, о которой не имеет ни малейшего представления», – добавил капитан.
Моряки, поняв, что милости ждать неоткуда, обратились в Российский профсоюз моряков (РПСМ), МФТ, российское и голландское консульства в ОАЭ за помощью. К тому моменту на борту сложилась классическая картина: долг по заработной плате в размере более $50 тысяч, отсутствует снабжение, не работает система кондиционирования при жаре в 50 градусов, а 77-летний голландский повар нуждается в медицинской помощи.
«Как на судне оказался этот человек, мне было не совсем понятно, – рассказал Виктор Маляренко. – Со временем я узнал, что он лично был знаком с владельцем судна, поэтому в таком возрасте он умудрился попасть на борт. Еще в предыдущем рейсе он получил травму ноги, сделал операцию в межрейсовый период и снова решил выйти в море, где больная нога дала о себе знать. Повара постоянно мучили сильные боли, а с медпомощью в ОЭА было туго. Один раз его увезли в госпиталь в Абу-Даби, дали обезболивающие, на этом лечение закончилось».
Пока судно стояло в Эмиратах, а сменить пришлось два порта – Абу-Даби и Рас-эль-Хайма, экипаж испытывал огромные проблемы с поставками продуктов и питьевой воды. «Мы пытались даже ловить рыбу, но, к сожалению, стояли в таком месте, где даже улова не было, – вспомнил капитан. – Перед выходом из Абу-Даби на Рас-эль-Хайму нам помогли с продовольствием, которого должно было хватить на три дня, в тот момент мы еще не знали, что простоим на рейде две недели, растягивали продукты, как могли».
В начале апреля теплоход посетили судовой агент, инспектор Государственного портового контроля (PSC) и капитан порта Рас-эль-Хайма. По итогам беседы с моряками и осмотра т/х «Henny» они пришли к решению предоставить «Geuze Shipping» три дня на урегулирование ситуации на борту судна, а затем, если руководство не воспользуется шансом, инициировать арест теплохода с его последующей продажей. По законам ОАЭ, деньги, вырученные с торгов, сначала идут на оплату портовых сборов, только потом членам экипажа, затем портовой администрации и третьим лицам, включая судовладельца. Работодатель моряков был извещен о предоставлении ему трех дней на улаживание проблем, однако никаких мер не предпринял.
После нескольких месяцев неопределенности на «Henny» нашелся покупатель, но прежде чем состоялась сделка по судну, потенциальному владельцу пришлось приложить ряд усилий. Покупатель попытался оформить документы на получение флага Молдавии. Но тут судовладельца и команду «Henny» поджидала сложность. Представитель государства флага Молдавии Григорет Петру сообщил в компанию, что это невозможно в связи с тем, что по данным системы поиска и отслеживания судов «Sea Web», теплоход «Henny» в период с 1 апреля по 1 мая 2014 года якобы находился в порту Абиджан (Кот-д’Ивуар), который находится под эмбарго ООН. Каким образом и почему на «Sea Web» оказались сведения, не соответствующие действительности, неизвестно. Ведь теплоход «Henny» с 24 февраля находился в ОАЭ. О том, что экипаж не заводил теплоход ни в какие запрещенные порты, свидетельствует судовой журнал, но государство флага Молдавии осталось непреклонно.
Ситуацию, несмотря ни на что, решать нужно было немедленно, поэтому после продолжительных переговоров в 20-х числах мая судовладелец, эмиграционные власти порта Рас-эль-Хайма (ОАЭ) и Международная федерация транспортников достигли предварительной договоренности о репатриации членов экипажа «Henny» и выплате им половины долга в счет аванса. За время стоянки судна в Эмиратах долг составил $112 тысяч. Все обязательства судовладельца перед моряками по окончательному погашению задолженности были закреплены в гарантийном письме. В итоге трудовой конфликт так и разрешился. Экипаж судна был вывезен из Рас-эль-Хаймы в аэропорт Шаржи, откуда моряки разлетелись по домам. На борту «Henny» остался лишь один моряк из Кабо-Верды: его судовладелец обещал репатриировать, как только найдется подходящий рейс.
Сейчас Виктор Маляренко искренне переживает за свою команду. Когда моряки разъезжались, они договорились сообщить капитану, что все в порядке. На связь пока что не вышли голландский повар и оставшийся на судне член экипажа, однако капитан надеется, что худшее для всей команды позади. «Мы были сплоченным экипажем, не поддавались панике, поддерживали друг друга, о каждой поступающей новости я информировал ребят», – сказал он.
После всех злоключений капитан Виктор Маляренко подумывает о вступлении в морской профсоюз: «Из всех организаций, куда мы обращались за помощью, нам реально помогла МФТ. Представители голландского консульства приходили несколько раз в порт, общались с нами через забор, и это все что они сделали. Российское консульство четыре раза пополняло нам карточку, чтобы мы могли пользоваться телефоном и интернетом. Из организации «Миссия моряков» приходил представитель, приносил воду, фрукты и овощи. А нашего реального вызволения из заточения добилась МФТ, которая вела переговоры сперва с бывшим работодателем – «Geuze Shipping», потом с новым покупателем».
Несмотря на печальный опыт, капитан не собирается переходить на береговую службу и с оптимизмом смотрит в будущее. В планах Виктора Маляренко – поездка в Мурманск, где он намерен обменять морские документы, а затем – поиск новой работы. Сам он про службу в море говорит, что это большая лотерея и никогда не знаешь, повезет ли с судном и судовладельцем.
РПСМ на этот счет имеет другое мнение: предотвратить проблемы можно, достаточно лишь получить как можно более подробную информацию о работе круингового агентства и судоходной компании, убедиться, что на судне есть коллективный договор и на основе этих данных принять верное решение. Кроме того, перед выходом в рейс необходимо заручиться поддержкой профсоюза.
Наверх