РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
От PR-службы РПСМ: Единение – это та идея, которая стремительно овладела умами и олигархов, и работодателей, и общественных организаций трудящихся. В объединении сил видят панацею от глобального финансового кризиса, от противоречий, которые раздирают различные сообщества. Мысль взяться за руки, чтоб «не пропасть поодиночке» во все времена и в приложении к любым обстоятельствам считалась верной. Об этом рассказывает подборка материалов очередного выпуска «Профсоюзного дайджеста».
Свободные профсоюзы
Игорь Ковальчук: «Привычка быть солидарными»
www.rabkor.ru, 05.10.2009
В ноябре 2009 года должен состояться съезд нового независимого профцентра, который объединит Всероссийскую конфедерацию труда (ВКТ) и Конфедерацию труда России (КТР). О перспективах этого объединения, развитии свободных профсоюзов России, а также таком специфическом вопросе, как защита трудовых прав работников морского флота, обозреватель Рабкор.ру Михаил Нейжмаков побеседовал с президентом КТР, первым заместителем руководителя Российского профессионального союза моряков Игорем Ковальчуком.
Профсоюз для осветителя
– Игорь Васильевич, насколько можно понять, самыми сильными членскими организациями в КТР являются профсоюзы моряков и докеров. Есть довольно распространенное мнение, что докеры – это рабочая элита. Поэтому им проще защищать свои права, чем другим группам наемных работников. Насколько, на ваш взгляд, это соответствует действительности?
– Я бы по-другому посмотрел на этот вопрос. Это не относится напрямую к деятельности профсоюза. Еще с советских времен работа докеров организуется с помощью комплексных бригад, когда заработок каждого из ее членов зависит от работы коллектива в целом. Взаимная ответственность при такой организации труда, полагаю, выработала у докеров привычку быть солидарными. Мне кажется, что любая работа, которая делается коллективом, так или иначе, вырабатывает чувство солидарности. В каждой профессии – свои особенности. Например, в банковской сфере профсоюзы не распространены, поскольку труд весьма индивидуален.
– Да, в некоторых банках в начале 2000-х неформальное общение сотрудников друг с другом не поощрялось в принципе. Возвращаясь к докерам… Часто говорят, что они не могут служить примером того, что профсоюзное движение может добиться каких-то успехов, так как у докеров исключительно выгодные позиции при переговорах с работодателями.
– Нет, я не согласен. У них точно такое же положение, как и любых других работников. К сожалению, сегодня на рынке труда работодатель часто пытается заменить компетентных работников на менее квалифицированных, но более сговорчивых. Подобное случается и в отношении докеров. Было бы интересно спросить об этом их самих докеров или профсоюзных работников РПД...
–У каких профессий, представленных в КТР, наиболее выгодные позиции для защиты своих прав?
–Не думаю, что есть выгодные или невыгодные позиции для защиты своих прав. Просто есть деятельность, которая в большей или меньшей степени регламентируются нормативными актами. Взять хотя бы то, что мне близко, – профессию моряка. Это чрезвычайно зарегулированная деятельность, причем на самом высоком международном уровне. Едва ли не треть конвенций Международной организации труда (МОТ) посвящена морякам. Более того, в 2006 году принята Конвенция, которая является «трудовым кодексом» моряков. Она охватывает все сферы – начиная от найма и заканчивая механизмом обеспечения выполнения конвенции.
Есть и другая крайность. В составе КТР есть профсоюз работников кино. Это не артисты, это технический персонал – осветители, костюмеры, операторы. Их сфера совершенно дерегулирована. Людей побуждают регистрироваться как индивидуальных предпринимателей с единственной целью – заключать с ними гражданско-правовые договоры. Таким образом, работодатель уходит от обязанности страховать работников от несчастного случая, делать необходимые отчисления во внебюджетные фонды, лишает их пенсионного обеспечения и т.п. Более того, по этим договорам людям иногда ничего не выплачивают за выполненную работу.
– Ситуация похожа на сложившуюся в сфере телевидения…
– Да, думаю, похожа. Есть профессии творческие, там свои «традиции». Каждого актера, ведущего оценивают индивидуально. Но многочисленным работникам, которые остаются за кадром, приходиться гораздо сложнее.
– Кому удобен «удобный флаг»?Высокая степень регламентации трудовых отношений (например, в случае с моряками) помогает в защите трудовых прав?
– Конечно. Сейчас много говорят о глобализации, а морской транспорт давно глобализирован. Конечно, когда был Советский Союз и у нас в стране была особая система хозяйствования, отличия могли быть заметными. Но сейчас в России всё, как в других странах: судовладельцы используют «удобные флаги», моряки нанимаются через агентства по найму. Профессия моряка стала международной, условия труда мало зависят от того, в какой стране работает человек. Кроме того, у моряков довольно сильные профсоюзы, которые активно взаимодействуют в рамках Международной федерации транспортников (МФТ). Несмотря на то что МФТ примерно на 90 % состоит из железнодорожников, моряки играют в ней существенную роль. Кроме того, в рамках МФТ моряки активно сотрудничают с докерами – все-таки две профессии работают рядом. Их взаимодействие позволило создать определенную систему требований по условиям труда для судов под «удобным флагом».
– Как раз хотелось задать вопрос о судах под «удобным флагом». Можно ли говорить, что там нарушения трудовых прав серьезнее?
– Если говорить о нарушении трудовых прав, то сегодня это мало зависит от страны регистрации. С одной стороны, те суда, которые ходят под российским флагом, защищены требованиями российского трудового законодательства: обязательное заключение трудового договора, социальное и пенсионное страхование и т.п. С другой – установленный в Российской Федерации уровень минимальной оплаты труда довольно низок и для моряков, в общем-то, не актуален. Благодаря тому, что эта профессия международная, моряк может найти себе достаточно высокооплачиваемую работу, устроившись на судно любого судовладельца.
А если говорить о социальных гарантиях, выплате компенсаций при несчастных случаях или гибели моряков, то они зависят не от флага судна, а от добросовестности судовладельца. Не секрет, что многие суда под «удобным флагом» эксплуатируются российскими компаниями. Они даже придумали для этого специальный термин – «суда, контролируемые российскими владельцами».
– Сколько же судов, контролируемых российскими судовладельцами, ходит под «удобным флагом»?
– Если не брать в расчет суда типа «река-море» (которых, на самом деле, немало), то большая часть судов, принадлежащих российским судовладельцам, ходит под иностранными флагами. В этом нет ничего трагичного. Это такой способ существования бизнеса. Все судовладельцы работают подобным образом. Использование национального флага свидетельствует о наличии специализированных национальных реестров судов с облегченным налоговым режимом. В России, кстати, тоже существует Международный реестр судов, где есть определенные налоговые послабления для привлечения как иностранных, так и российских судовладельцев под российский флаг. Но таких немного – в основном это суда «река-море», которым наш флаг нужен для доступа на внутренние водные пути РФ.
Условно говоря, судовладельцев можно разделить на добросовестных и недобросовестных. У добросовестного судовладельца моряки получают достойную заработанную плату и имеют приличный набор социальных гарантий. Можно привести в пример компанию «Совкомфлот», 100 % акций которой принадлежит Российской Федерации. Большинство ее судов ходит под «удобным флагом», и при этом компания социально ответственна. Моряки имеют достойную заработанную плату и серьезные социальные гарантии.
Или взять какие-нибудь маленькие кампании, владеющие одним-двумя судами, нормативный срок эксплуатации которых давно превышен. Естественно, они экономят на всем – и на ремонте, и на зарплате экипажа. А здесь, как и в любой другой области: если ты экономишь на зарплате, значит, получаешь неквалифицированный персонал. А такой персонал, в свою очередь, увеличивает твои убытки, так как работает неэффективно. Меня удивляет, почему работодатели это не всегда понимают. В таких компаниях социальные гарантии вовсе отсутствуют. Часто там нет ни коллективного договора, ни даже письменных трудовых договоров.
– Но все же человеку со стороны может показаться, что именно такие суда обычно оказываются в центре самых громких скандалов, связанных с нарушением трудовых прав моряков. Когда экипаж судна забывали в каком-нибудь иностранном порту, не выплачивая ему зарплату месяцами…
– Бывает по-разному. Можно вспомнить, например, случай с танкером «Аргунь». Он принадлежал Российской Федерации и был передан в оперативное управление Тихоокеанскому военному флоту. Тихоокеанский флот благополучно передал его в аренду какой-то частной структуре. Какое-то время судно ходило и под «удобным флагом». А потом уже под российским флагом было фактически брошено в Кейптауне на несколько лет. «Аргунь» был арестован за долги арендатора, который не заплатил за работу судоремонтному заводу где-то в Сингапуре. В конечном счете, все закончилось хорошо – судно вернулось в Россию. А что касается моряков, то в какой-то момент нам, профсоюзу, пришлось их отправлять в Россию за свой счет.
Еще раз подчеркну: российский флаг не дает возможности избежать неприятностей. Все зависит от добросовестности судовладельца. При наличии в российском законодательстве механизма репатриации моряков (хотя бы тех, что ходят под российским флагом), моряки были бы защищены. В соответствии с Конвенцией 179 МОТ, если судно брошено судовладельцем, то репатриировать моряков должно государство, под флагом которого ходило судно. А потом взыскивать сумму расходов с судовладельца. Но у нас, к сожалению, этот механизм не выработан. В таких случаях должны действовать учреждения МИДа. Но у них нет средств, чтобы купить билет моряку. Мы все время стучимся в разные двери, чтобы в России такой механизм появился как можно скорее.
– А для морского флота актуально привлечение на работу трудовых мигрантов?
– Нет, не актуально. Закон РФ таков, что иностранцы не могут занимать на судне должностей капитана, старшего помощника, старшего механика и радиоспециалиста. Это обязательно должны быть граждане России. К тому же привлечение иностранных граждан на российские суда, в отличие от других сфер экономики, осуществляется на основании разрешительной системы. Вопрос привлечения иностранных работников должен быть согласован, в том числе с профсоюзом. Если в нашей сфере и есть немногочисленные иностранные работники, то это, как правило, специалисты, которых либо не хватает, либо вовсе нет. Например, те, кто работает на специализированных судах. Мне известны случаи, когда российские владельцы покупали украинские суда и там некоторое время работали украинские экипажи. А на судах иностранных компаний, конечно, действуют многонациональные экипажи.
Профсоюз на судне
– Вы упомянули возможность для моряка устроиться работать на суда других государств. Наверное, это должно создавать текучесть кадров, то есть солидарность там меньше...
– Моряки – профессия в принципе специфическая. Судно – это сложный в техническом отношении объект, экипаж сравнительно небольшой, все заняты работой не менее 10 часов в день, часто бывают экстраординарные работы (шторм, поломки). Происходит психологический отрыв от того, что происходит на берегу. Поэтому о профсоюзе моряки часто вспоминают либо в отпуске на берегу, либо если уже нарушены их права. Отсюда и трудности профсоюзной работы. Вследствие указанных особенностей моряки крайне нуждаются в профсоюзе, который бы представлял их интересы.
– То есть центр тяжести профсоюзной работы сосредоточен не на местах, а в аппарате профсоюза?
– Работа сосредоточена «на местах» – в первичных организациях, где моряки состоят на учете, которые находятся во многих портах России. Если иметь в виду судно, то можно сказать, что профсоюз, как некоторые любят говорить, оказывает «профсоюзные услуги». Но я полагаю, что это неудачный перевод с английского и предпочитаю говорить о «профсоюзном служении».
– Какие самые распространенные виды нарушения трудовых прав моряков?
– Невыплата заработанной платы или ее недоплата. Часто моряк не заботится подписать трудовой договор (уже не говоря о том, чтобы на судне был договор коллективный). А потом, когда он приезжает на судно, выясняется, что выплачивают ему зарплату совсем не такую, как обещали. Бывает, что моряка отправляют с судна домой за свой счет.
Причем иногда для этого выдвигаются смехотворные причины. Например, «по причине того, что моряк обещал пожаловаться в Международную федерацию транспортников на невыплату заработной платы» – это формулировка из реально существовавшего приказа. Известны и различные формы уходы от ответственности работодателя. Например, аренда судна без экипажа, так называемый бербоут-чартер. При этом если иностранец арендует российское судно, он, как правило, набирает российский экипаж и заключает с моряками трудовые договоры на основании законодательства другой страны. Получается парадокс: российские граждане, работающие на российском судне, не защищены российским законодательством. То есть на экипаж не распространяются нормы российского трудового законодательства, соответствующие социальные выплаты в российские фонды не идут, как и пенсионные отчисления. В принципе иностранный арендатор должен сменить российский флаг на иностранный. Но, поскольку это не очень четко прописано в нашем законодательстве, судовладелец оставляет российский флаг. А так как судно под российским флагом, нельзя распространить на него требования МФТ.
– Но как же моряк решает в вопрос с собственными пенсионными накоплениями, если ему приходится работать на судах под разными флагами?
– По-разному. Часть судоходных компаний создает собственные пенсионные фонды. Но, как правило, если моряк уходит из этой компании (не на пенсию, а просто уходит), то перечисленные для него накопления теряет. Другой вариант – самостоятельно застраховаться в каком-то пенсионном фонде. И третий – зарегистрироваться в государственном Пенсионном фонде в программе для самозанятого населения, тогда человеку будет идти пенсионный стаж и накапливаться какие-то средства на пенсионном счету. Проблема в том, что люди помоложе об этом еще не думают. Культура заботиться о пенсии смолоду у нас только зарождается.
«Модные» нарушения трудовых прав
– А «модные» на суше веяния – использования гражданско-правовых договоров вместо трудовых или заемный труд – для моряков актуальны?
– Мне известен только один случай попытки использования на судах гражданско-правовых договоров – в Сахалинском морском пароходстве. Но это было кратковременно. Что касается заемного труда, то такие попытки есть. Есть определенная система найма моряков. Моряк – профессия, требующая специализированных знаний и навыков, подтверждаемых целым набором различных сертификатов. У моряка также должно быть удостоверение личности моряка – документ, который выдается уполномоченными государственными органами. У крупных компаний есть кадровые службы, которые проверяют квалификацию моряка и помогают пройти все курсы и получить все необходимые документы. А у компаний небольших этих служб нет. Поэтому они перепоручают это организациям по трудоустройству моряков («круингам»). Однако иногда такие организации пытаются подменить собой судовладельца – подписывая трудовой договор не от имени судовладельца, а от своего собственного. А судовладелец перечисляет им потом средства на зарплату работникам. Однако в нашей стране это незаконно – поскольку нашим законодательством заемный труд не предусмотрен.
Что касается иностранных судов, то там такая практика имеет место. Но все же этим чаще занимаются не «круинги», а специальные управляющие компании. Им поручают эксплуатацию, включая найм экипажа, техническое обслуживание, поиск грузов для перевозки и т.п. в том случае, если сам судовладелец сам не хочет заниматься этим.
– Российский профсоюз моряков объединяет только тех, кто работает только на морских судах?
– В основном да. Хотя экипажи морских судов набирают не только в морских портах, но и в таких, как Самара или Нижний Новгород.
– Судя по трудности профсоюзной работе на судне, акции протеста моряков, видимо – редкость?
– Бывает, что и моряков, доводят, что называется «до ручки» – тогда происходят и забастовки, и отказ выйти в море. И если что-то на судне происходит, мы стараемся их всячески прикрыть, добиться, чтобы этот вопрос одновременно рассматривался работодателем, органами власти и судами.
– Кто присоединиться к ВКТ и КТР?
– Какие профсоюзы, входящие в КТР, сейчас наиболее динамично развиваются? Сейчас начинают развиваться профсоюзы в тех сферах, где их раньше не было. Появляется профсоюз СМИ, созданный Олегом Пташкиным, журналистом, уволенным с Первого канала. Начинают появляться профсоюзы в банковской сфере.
– Ну, в банковской сфере есть ФНПРовские профсоюзы….
– ФНПРовские профсоюзы много где есть. У меня нет идиосинкразии к ФНПР. Просто профсоюзы бывают реальные и виртуальные. В ФНПР есть разные профсоюзы.
– Наконец, говоря с вами, как с президентом Конфедерации труда России, нельзя не вспомнить об объединении КТР и ВКТ, которое должно произойти в конце этого года. С какими главными трудностями, на ваш взгляд, столкнутся два профцентра в процессе объединения?
– Главное, на мой взгляд, сохранить реальную независимость для новой организации. Чтобы она действительно была независима и от работодателей, и от органов государственной власти, и от политических партий. Члены профсоюзов могут исповедовать любую политическую доктрину, но руководство профсоюзов не должно их тащить ни к какой партии, даже если кто-то из профсоюзных лидеров ей симпатизирует. Также нельзя ориентировать объединение на интересы конкретных людей, стоящих или планирующих стать во главе. Ведь профсоюзы существуют для защиты работников, а не для усиления влияния профсоюзных бюрократов.
– А в чем состоит главная задача такого объединения?
– Главная задача – путем синергии наших интеллектуальных и материальных возможностей стать точкой притяжения для других свободных профсоюзов. Поле деятельности нового объединения – предприятия и отрасли, где работники, нуждающиеся в защите своих трудовых прав, не организованы в профсоюзы.
– Что это могут быть за профсоюзы?
– Пока рано об этом говорить. Сейчас главное – решить все вопросы, связанные с объединением, провести его, и тогда мы сможем ставить и решать более амбициозные и серьезные задачи.
Моряки и кризис
Обращение к президенту РФ экипажа т/х Atlantic Star
www.odin.tc, 19 октября 2009 года
Уважаемый господин президент Российской Федерации.
К Вам обращаются члены российско-украинского экипажа теплохода ,,Atlantic Star”, находящегося под управлением российской компании ,,West Coast Lines”. Фактический владелец парохода нам не известен, вероятно данная же компания. Юридический адрес компании: г. Санкт-Петербург, Казанская 42., Генеральным директором которой является господин Чумаков Вадим Леонтьевич.
Добросовестно выполняя свои обязательства согласно контракта, экипаж с пониманием сложной финансовой ситуации в компании верил обещаниям о погашении задолженности по заработной плате. Судно три месяца находилось в порту Дакар (Сенегал) с постоянными перебоями со снабжением продовольствием, топливом, водой и медикаментами. Избегая ареста местными властями, судовладелец отправил судно в Болгарию с минимальным запасом топлива и продуктов. В связи с этим судно было вынуждено аварийно зайти в порт Лас-Пальмас (Испания) где было задержано местными властями. В настоящее время на судне минимальное жизненно необходимое количество продуктов доставляется местными благотворительными организациями, служителями католической церкви. У всех членов экипажа давно закончились контракты, тридцать процентов экипажа находятся на борту одиннадцать месяцев. На борту судна находится без замены бывший капитан судна А.Давыдов сдавший дела три месяца назад. Задолженность компании перед экипажем по заработной плате составляет ВОСЕМЬ месяцев. Мы получили ответ (№ 42510 / кд от 09,10,2009 г) на первое наше обращение от господина А.Смирнова, начальника отдела стран Африки, Ближнего и Среднего Востока в котором компания «West Coast Lines» заверила господина А.Смирнова, что «,ДВУХМЕСЯЧНАЯ» задолженность по заработной плате членам экипажа будет погашена при заходе теплохода в первый же европейский порт. Судно находится в порту Лас-Пальмас вторую неделю. В данный момент на судне сложилась крайне неблагоприятная обстановка. Отсутствие медикаментов, нормального питания, минимальных средств гигиены и морального стресса из-за отсутствия денег и проблем в семье довело экипаж до отчаяния.
Вынуждены обратиться к Вам еще раз с просьбой помочь экипажу получить заработанные нами деньги и вернуться на Родину.
Очень надеемся на Вашу помощь.
С уважением, члены экипажа «,Atlantic Star».
Капитан С. Винокуров
Ст.пом.А.Шпагин
2 пом. Капитана А. Баев
Cт. Механик А. Сабашук
2 механик А.Сультс
2 мех.(рем мех.) В. Муравьев
3 механик В. Марченко
Эл.механик С. Вербицкий
Боцман С. Полубинский
Матрос А.Еремин
Матрос А.Гнатенко
Повар Р.
Олейниченко
Моторист С. Монастырлий
Моторист С. Голомазов
Бывший капитан А.Давыдов
19 октября 2009 г.
Комментарий: Мне кажется, надо что-то государству с этим придумать. Вот насколько известно, у МИДа нет средств на помощь и репатриацию, не только моряков – кого угодно. А почему, непонятно. Нефтедолларов маловато? Что, каждый раз кричать и обращаться к президенту или премьеру? Так они и в тех случаях, когда, кажется, без их вмешательства действительно не обойтись, ничего все равно вроде не делают - имею в виду Arctic Sea. Чего уж о таких случаях говорить, как брошенные экипажи. Разве моряки других стран не попадают в такие ситуации? Попадают. Но криков куда меньше. Или они выносливее, или консульские службы помогают. Причем помогать должны не только репатриацией, но и, если есть необходимость, сидеть на судне или быть рядом – обеспечить их необходимыми средствами. В конце-концов, не так уж попавших в беду моряков и много, счет не на тысячи и даже не на сотни.
То есть государство может, конечно, придумать – ужесточить крюинг, например. Не выход, я думаю. Крюинги позакрываются, а народ будет устраиваться через интернет и знакомства. Но вообще-то это конечно отдельная тема большого разговора, при том, что крюинг это отдельно, а помощь государства на какой-то постоянной основе – отдельно.
Зарегистрированным владельцем Atlantic Star числится компания Lantrovision Ltd Shirley Street Nassau New Providence Island Bahamas
«Разведка доложила точно…»
www.bro.sp.ru, 19 октября 2009 года
На Одесском морском вокзале должна состояться акция по сбору подписей под обращением к генеральному консулу Греции в Украине. Цель – привлечь внимание общественности и властей к бедственному положению 24 моряков т/х «Ariana», которых удерживают в плену со 2 мая с.г. На 22 октября запланирован пикет у греческой дипломатической миссии в Одессе, а на 23 – аналогичный митинг у дверей государственного предприятия «Укркрюинг», которое занималось трудоустройством моряков на пароход.
Поможет ли это делу, неизвестно, но родственники моряков готовы использовать любую возможность хоть как-то улучшить ситуацию, которая, очевидно, зашла в тупик: никаких подвижек в освобождении моряков до сих пор нет. И, судя по заявлениям, которые делают измученные неизвестностью люди, надежды на возвращение их родных становится все меньше.
И действительно, отслеживая комментарии в украинской прессе, создается впечатление, что бедой моряков не хочет заниматься никто. То сотрудник МИД Украины заявляет, что все моряки живы и здоровы, и переговоры по их освобождению в самом разгаре. То греческий менеджер балкера утверждает, что он готов заплатить выкуп, но с пиратами и с судном нет никакой связи. То родственники моряков говорят, что их заставляли молчать, якобы, для того, чтобы не повлиять на ход переговоров. А теперь украинский омбудсмен Н. Карпачева заявляет, что Служба внешней разведки Украины в ближайшее время предоставит родственникам снимки из космоса, на которых будут запечатлено само судно и каждый из моряков, чтобы те убедились, что их родные живы.
Что за ерунда! Какие снимки! Уже сейчас известно, что судно находится у побережья городка Хобьё (Hobyo) – вместе с ним на линии Хобьё – Харардере находятся еще пять захваченных пиратами судов. Уже сейчас известно, что здоровых людей среди экипажа нет – на судне почти нет пресной свежей воды, а пираты привозят с берега только затхлый рис. Уже сейчас известно, что, по крайней мере, жизнь одного члена экипажа в серьезной опасности – у женщины-повара на пятом месяце беременности случился выкидыш. Более того, известно, что не далее как позавчера капитан такого же захваченного пиратами сингапурского судна «Kota Wajar» уговорил бандитов разрешить ему послать на «Ariana» немного топлива хотя бы для того, чтобы ее экипаж смог запустить насос и откачать воду. И еще известно то, что экипаж уже не может слышать лживые уверения в том, что их скоро освободят.
Англоязычная пресса открыто называет это позором Украины. С этим тяжело не согласиться. И если МИД Украины заявляет, что государство никогда не будет платить выкуп пиратам, значит, государство должно использовать другие инструменты – экономические ли, политические или силовые - для спасения своих граждан. И занятость властей играми в предстоящие выборы никак не оправдывает их бездействия. Балтийская территориальная организация РПСМ направила Президенту Украины Виктору Ющенко обращение, в котором призывает взять дело т/х «Ariana» под личный контроль. Ведь у г-на Ющенко уже есть опыт в подобных вопросах – помнится, он контролировал ведение переговоров по т/х «Faina». Правда, тогда в торге фигурировали украинские танки, но хочется надеяться, что жизни 24 моряков имеют для страны не меньшую ценность…
Те, кому не безразлична судьба экипажа т/х «Ariana», могут лично обратиться в секретариат приемной украинского президента по тел. 8-10-38-044-255-61-61. Отвечают пока по-русски тоже.
Текст письма
Исх. БРО-78 Президенту Украины
от 19.10.2009г. Ющенко В.А.
Уважаемый господин Президент!
Со 2-го мая с.г. в лапах бандитов, которые именуют себя «солдатами», находится судно “ARIANA” IMO № 8014150 флаг Мальта, с 24 моряками гражданами Украины, еще один морячок – ребенок умер в утробе матери Ларисы Солынской в период нахождения в плену у сомалийских пиратов.
Что происходит на судне? Как ведутся переговоры (если они ведутся)? Где находится судно? Эти вопросы задают себе не только члены семей моряков, но и все моряки независимо от национальной принадлежности.
Все сроки «обычные» для ведения подобного рода переговоров, а, вернее, торга, уже прошли, нам далеко не безразлична судьба наших братьев – моряков, одесситов, украинцев и русских, находящихся на судне.
Господин Президент!
Не в ваших силах освобождение экипажа, но в ваших силах повлиять на ситуацию, направив компетентные органы на решение этой проблемы.
В Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище лежит капитан т/х “FAINA” Колобков В.Р., который стал жертвой сомалийских пиратов. Нам рассказывали, что Вы контролировали ведение переговоров, значит, у Вас есть опыт и видение решения проблемы. Владельцы судна люди не бедные и им уже давно пора задуматься, что торг за освобождение уже давно перешел все границы разумного.
Уважаемый господин Президент!
Помогите морякам с т/х “ARIANA”!
Для вашего сведения (в связи с тем, что в украинских СМИ появилась информация о том, что Служба внешней разведки скоро даст родственникам членов экипажа спутниковые снимки о месте нахождения судна), сообщаем Вам, что по состоянию на 19.10.09г. судно находится неподалеку от местечка Hobyo.
С уважением,
Александр Бодня
Балтийская территориальная организация
Российского профсоюза моряков
Камчатские рыбаки готовы к бессрочной голодовке
http://www.vostokmedia.com 20 октября 2009 года
Капитаны и председатели судовых комитетов судов ярусного промысла ООО "Камчатка-Восток", который является частью единого хозяйственного комплекса ЗАО «Акрос», направили обращение депутату Государственной Думы РФ Ирине Яровой, председателю Камчатской краевой организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Ирине Орловой, председателю профкома ЗАО "Акрос" Игорю Коваленко.
В нём сообщается о готовности рыбаков прибегнуть к крайним мерам, если их проблема не будет решена: «Рыбаки, наши семьи больше не имеют сил терпеть издевательств над собой. В связи с этим, мы готовы провести акцию протеста - митинг. Если и это не заставит тех, от кого зависит наша судьба, обратить на нашу проблему внимание и приложить силы для ее скорейшего решения, мы оставляем за собой право объявить бессрочную голодовку».
Напомним, что около 15 лет назад в рамках программы модернизации российского рыболовного флота на германской верфи под гарантии правительства РФ для работы в прикамчатских водах были построены 12 судов ярусного промысла. Данный проект был осуществлен в результате кредитного соглашения с немецким банком KFW. Суда были зарегистрированы на иностранное юридическое лицо - кипрскую компанию «Охотск Фишинг Компани», созданную Минрыбхозом для регистрации судов в собственность. В настоящее время 90 процентов акций кипрской компании принадлежат раболовецкому предприятию ЗАО «Акрос». С 2002 года фрахтователем ярусоловов является ООО «Камчатка-Восток», весь менеджмент которой осуществляют специалисты ЗАО «Акрос».
«Поскольку тогда никто хотел не давать российским компаниям кредиты напрямую, и была разработана такая схема, - пояснил генеральный директор ЗАО «Акрос» Валерий Воробьев. - После постройки суда регистрировались в оффшорных зонах, оформлялся залог кредитору, и затем они передавались в аренду». По условиям контрактов, Правительство России было обязано гарантировать полное обеспечение этих судов бесплатными рыболовными квотами, до полного погашения долга компания не должна была платить никакие пошлины и налоги. Но как гарантии дали, так про них и забыли: налоги, пошлины и сборы взимались "на полную катушку".
В результате на сегодняшний день деньги немецким кредиторам полностью не возвращены. Но при этом, по словам руководителя «Акроса», «государство уже выплатило немцам по договору переуступки прав на долг в размере порядка 180 миллионов долларов из 192, однако, почти решив проблему финансового долга, устранилось от решения вопроса о собственности этих судов».
ЗАО «Акрос» ежегодно уплачивает более 100 млн. рублей налогов и других платежей в бюджеты различных уровней. Камчатский судоремонт получает ежегодно от ремонта и техобслуживания ярусоловов не мене 60 млн. рублей. При этом задействована большая флотская инфраструктура полуострова, его портовое хозяйство. Но с 1 января 2009 года 12 рыбопромысловых судов глубокой переработки ЗАО «Акрос» - ярусоловов - встали на прикол. В соответствии с нормами Закона «О рыболовстве...», с нового года предприятие потеряло право вести промысел на этих высокотехнологичных судах. И вот уже более 9 месяцев суда находятся в отстое, соответственно и вылов предназначенных для них биоресурсов не производится. Фактически без работы осталось 500 рыбаков, без средств к существованию - 1200 членов их семей.
Депутату Госдумы РФ от Камчатского края Ирине Яровой в мае этого года удалось добиться предметного ответа из Росрыболовства. Начал решаться вопрос о передаче ярусоловов в государственную собственность с последующим их закреплением на правах хозяйственного ведения за ФГУП «Нацрыбресурс» и с последующей передачей судов в аренду «Акросу». Однако процесс по неизвестным причинам затормозился.
Как сообщила лидер рыбацкого профсоюза и председатель комитета по социальным вопросам Законодательного собрания Камчатского края Ирина Орлова, власти региона, в том числе губернатор края Алексей Кузьмицкий, сделали максимум возможного для того, чтобы ярусоловы вышли на промысел. Среди результатов этой деятельности - выдача 9 октября 2009 года судам ярусного промысла временного "Свидетельства на право плавания под флагом РФ". Но, как говорится в обращении рыбаков, «...в свидетельстве написано, что плавать можно, а промысел вести нельзя. Как это понимать? Получается, что ещё два года мы должны искать способы выживания, имея возможность выходить в море не на промысел, а лишь на прогулку ...». Так что всё вновь зависит от федеральных законодателей. А именно, должны быть внесены изменения в ФЗ «О рыболовстве...» в части отмены запрета ведения промысла судами, находящихся в управлении рыбопромышленных компаний на условиях бербоут-чартера за пределами исключительной экономзоны, в том числе в районах действия международных договоров.
Морской профсоюз бьет тревогу
Литовский курьер №43 (765), 22 Октября, Автор Елена Листопад
Руководство Союза моряков Литвы считает, что нынешние власти нарушают принцип трехстороннего сотрудничества, затягивают решение проблем, с которыми к ним обращается морской профсоюз, и принимают касающиеся моряков решения без согласования с СМЛ.
«Мы уже порядком отвыкли от такого стиля отношений, когда ответа на наши обращения приходится ждать месяцами и в итоге получать бюрократические отписки. С предыдущими составами кабинета министров и Сейма у нас были крепкие деловые связи, они оперативно реагировали на наши письменные запросы, вступали в социальный диалог, приглашали обсудить законопроекты, касавшиеся моряков. Нас очень беспокоит ослабление этих связей», – утверждает председатель Союза моряков Литвы Пятрас Бекежа.
Например, еще в начале июля СМЛ направил письмо в Министерство финансов по поводу нового порядка обязательного страхования здоровья. Аргументировав, почему он неприемлем для моряков, морской профсоюз просил внести поправки в Закон об обязательном страховании здоровья, вступивший в силу с 1 января 2009 года. Только спустя два месяца был получен ответ, что письмо переслано в Министерство здравоохранения. Наконец, 5 октября пришел ответ и из Минздрава, который, по словам П.Бекежи, напоминает отписку. «Готовившие ответ чиновники или не смогли, или не захотели разобраться в проблеме, не обратили внимания ни на один из наших аргументов и, соответственно, сделали вывод, что ничего менять не надо. Теперь одна надежда на парламентскую комиссию по морским делам и рыбному хозяйству, куда мы тоже обратились», - рассказал лидер морского профсоюза.
Вместе с СМЛ упомянутая комиссия подготовила и еще в июле зарегистрировала в Секретариате Сейма проект поправок к Закону о налоге на доходы физических лиц. Но когда он будет представлен парламентариям, не знают даже в комиссии. «Мы предупредили и морскую комиссию Сейма, и членов Сейма-клайпедчан, чтобы они следили за повесткой работы сессии и как только в ней появится этот законопроект, сообщить в СМЛ. Мы будем всячески препятствовать намерениям дирекции, которые идут вразрез с требованиями Международной организации труда, членом которой является и Литва», - решительно настроен П.Бекежа.
Морскому профсоюзу непонятно, как можно было без согласования с ним изменить правила трудоустройства иностранных моряков на литовский флот. До недавнего времени судовладельцу требовалось получить на это разрешение, но в августе министр труда и социальной защиты росчерком пера отменил это требование, даже не согласовав с СМЛ. Теперь литовские судовладельцы будут беспрепятственно нанимать на свои суда более дешевую рабочую силу из третьих стран (они могут составлять треть экипажа), лишив рабочих мест литовских моряков.
Право и права
Туапсинские докеры пошли в суд за индексацией
Источник: «Коллективное действие»
Более 1200 работников ОАО «Туапсинский морской торговый порт» обратились с исковыми заявлениями в суд о восстановлении своих нарушенных прав по факту невыплаты заработной платы в полном объеме вследствие отсутствия ее индексации в период 2005-07 г.г.
Статьей 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, включающие индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Соответственно, ст. 134 для внебюджетных организаций предусмотрена обязанность производить индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такой порядок в ОАО «ТМТП» был предусмотрен п.6.5 Коллективного договора ОАО «ТМТП» на 2004-2009 г.г. - «Работодатель обязуется индексировать работникам денежные доходы, получаемые ими в ОАО «ТМТП» в связи со снижением их реальных доходов вследствие существенного роста более 10 процентов индекса потребительских цен по данным статистических органов с момента последнего повышения заработной платы». Но эту обязанность Работодатель не исполнял несколько лет, мотивируя нарушение закона отсутствием четких понятий и трактовок как ТК РФ, так и Коллективном договоре.
В новом Коллективном договоре, заключенном на период 2009-2012, работодатель вообще отказался включать норму об индексации заработной платы, несмотря на предписание трудового законодательства. Работники же уверены, что Работодатель был обязан провести индексацию. Неисполнение Работодателем указанных обязанностей привело к образованию его задолженность перед работниками по заработной плате порядка 180 млн. рублей. Они неоднократно пытались договориться с Работодателем через профсоюзы, обращались в надзорные инстанции (прокуратура, инспекция труда), но безуспешно.
В январе 2008 года несколько работников обратились в суд с индивидуальными исками, которые были удовлетворены решением мирового судьи г. Туапсе от 20 марта 2008 года и апелляционным решением Туапсинского городского суда от 28 апреля 2008 года. В мае 2008 года по данным решениям в пользу четверых работников было взыскано более 1 млн. рублей. Данные решения были отменены, основанием для отмены надзорная инстанция посчитала не правильное применение индекса потребительских цен за 2005-2007 годы, не было выяснено доходность предприятия, не правильные расчеты истцов и нарушение судьи при рассмотрении дела правил подсудности. Постановлением суда надзорной инстанции города Краснодара от 18 июня 2008 года дело было направлено на новое рассмотрение в Туапсинский городской суд.
Остальные работники тоже подали исковые заявления с учетом допущенных нарушений и после объединения исков в одно производство количество истцов составило более 1200 человек. Туапсинский городской суд рассмотрел и вынес новое решение от 24 октября 2008 года, и дополнительным решением от 20 ноября 2008 года исковые требования истцов удовлетворил и указал на обязанность провести индексацию тарифных ставок и окладов за 2005-2007 годы. Кассационным определением от 18 декабря 2008 года Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда отменило решение по следующим основаниям. Суд не выяснил все ли истцы работали у ответчика с 2004 года, а также за указанный период, не дано оценки почему суд применил индекс потребительских цен по Краснодарскому краю, а не индекс по Российской Федерации, не правильное применение индекса за 2006 год, отсутствие оценки и доводов, что оклады были повышены с 01 января 2009 года. Кассационным определением дело было направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Туапсинским городским судом от 3 апреля 2009 года было вынесено решение в удовлетворении исковых требований истцам отказать по следующим основаниям. Данный спор является коллективным трудовым спором, невозможное самостоятельное применение положения пункта 6.5 Коллективного договора, что работникам производилась индексация заработной платы в спорный период более чем 44%, просто работники не заметили. В мае данное решение должно было рассматриваться в Краснодарском краевом суде Судебная коллегия по гражданским делам, но дело было направлено в Туапсинский городской суд, для вынесения дополнительного решения по заявлению ответчика (Работодателя) о повороте исполнения апелляционного решения Туапсинского городского суда от 28 апреля 2008 года и возврата удержанных сумм с четырех работников, хотя это противоречит положениям ст. 397 ТК РФ, запрещающей поворот решения по трудовым спорам.
14 июля в Туапсинском городском суде состоялось слушанье, на которое пришло более 150 работников. Работодателю было отказано в заявленных требованиях о повороте судебного решения.
25 августа 2009 года в Краснодарском краевом суде судебной коллегией по гражданским делам должно было рассматриваться дела по кассационной жалобе (работников) на решение Туапсинского городского суда от 3 апреля 2009 года и частной жалобы (работодателя) на определение от 14 июля 2009 года. Между городом Туапсе и городом Краснодаром более 200 километров. Около 100 истцов желающие лично принять участие в судебном заседании по данному делу явились в суд по гражданским делам города Краснодара. На пути следования истцы «работники» встретили милицейские заслоны, обыски, проверки. Один автобус с истцами так и не смог вовремя пребыть к зданию суда. Те кто добрался встретили оцепления здания суда.
Краснодарским судом заседание по данному делу было отложено, так как не все истцы были уведомлены надлежащим образом. (О проблеме пути следования отдельные комментарии).
27 октября 2009 года в Краснодарском краевом суде судебной коллегией по гражданским делам должно было рассматриваться дела по кассационной жалобе (работников) на решение Туапсинского городского суда от 3 апреля 2009 года и частной жалобы (работодателя) на определение от 14 июля 2009 года. После того что устроили «хозяева жизни» под прикрытием властей истцы «работники» настроены не менее решительно довести это дело до логического справедливого конца.
Сколько истцов явится на следующее заседания суда? Предоставят ли истцам законное право на участие в данном процессе? Пройдут его работники или в очередной раз дело направят на новое рассмотрение в г. Туапсе? Кто вправе или должен решать проблемы народа?
По мнению председателя профкома докеров ОАО «ТМТП» Эдуарда Журавлева, данное дело является ярким примером не совершенности ТК РФ, влекущей беспомощность профсоюзов, зависимость надзорных инстанций и исполнительной власти от собственников крупных организаций, уходом государства от разрешения насущных проблем народа, оставляя его один на один с Работодателями.
Контактный телефон Журавлева Эдуарда Вадимовича: 8 918 3686555
Норвежские профсоюзы призывают правительство страны пересмотреть практику вложения средств государственного пенсионного фонда в Nestle, «ввиду систематического нарушения прав человека» в этой компании
Источник: IUF website 14-Sep-2009
Профсоюзы Fellesforbundet и NNN (членские организации IUF в Норвегии), среди членов которых есть и работники пищевой индустрии, совместно с национальным профсоюзным центром LO, публично обратились к министру финансов страны с призывом провести оценку и определить, совместимы ли капиталовложения государственного пенсионного фонда в Nestlé с этическими правилами инвестирования, принятыми в фонде.
В письме, подписанном также генеральным секретарем IUF Роном Освальдом, обращается внимание на «систематическое нарушение прав человека» в Nestlé, в том числе на упорное сопротивление этой компании включению вопроса о заработной плате в коллективные переговоры (наиболее недавние примеры – Индонезия и Индия).
В пресс-релизе профсоюза Fellesforbundet, выпущенном по поводу письма, данная практика квалифицируется как «явное нарушение Конвенций МОТ о праве на заключение коллективного договора, а также явное нарушение этических принципов государственного пенсионного фонда» Норвегии. Письмо доводит до сведения министра и другие факты «невыполнения Nestlé требований этического характера, предъявляемых к компаниям».
Норвежский государственный пенсионный фонд, чьи активы в долларовом эквиваленте приближаются к 400 миллиардам, является крупнейшим владельцем акций в Европе и третьим по размеру «суверенным фондом благосостояния» в мире. Вложения Фонда в Nestlé в объеме 2,85 миллиардов долларов США являются вторыми по размеру.
Все четыре профсоюзных организации призывают министра финансов принять меры, чтобы оказать давление на Nestlé и заставить компанию «уважать основные конвенции МОТ и этические принципы пенсионного фонда. Если же окажется невозможным вступить в конструктивный диалог, то министерству финансов следует рассмотреть возможность выведения своих инвестиций из капиталов Nestlé».
Забастовка пилотов индийской Jet Airways окончена
Источник: РИА «Новости». 13 сентября 2009
Бастовавшие пилоты индийской авиакомпании Jet Airways согласились возобновить работу после очередного раунда переговоров с менеджментом, сообщает агентство IANS.
Более 300 пилотов этой второй по величине в Индии авиакомпании в один из дней не вышли на работу, сославшись на недомогание. Они добивались возвращения четырех своих коллег, уволенных, по их мнению, за участие в формировании профсоюза - Национальной гильдии авиаторов (НГА).
Забастовка серьезно нарушила авиасообщение в Индии. За пять дней акции протеста были отменены 1 тыс. 58 рейсов Jet (из более 1,7 тыс. которые должны были состояться за этот период). Масштаб финансовых потерь авиакомпании еще предстоит оценить.
«Было достигнуто полюбовное соглашение. Это напоминало семейное недопонимание», - сказал президент гильдии Гириш Кошик журналистам после переговоров. Прийти к согласию представителям пилотов и руководства Jet удалось лишь глубокой ночью. Предыдущие два раунда переговоров не принесли результатов, так как обе стороны отказывались идти на компромисс.
Согласно ночной договоренности, менеджмент Jet возвращает на работу уволенных ранее летчиков и снимает требование роспуска НАГ. Профсоюз, в свою очередь, обещает использовать для решения трудовых споров только специально созданный механизм, в котором задействованы представители летного состава и руководства Jet. Также решено, что летчики немедленно приступают к выполнению зарубежных рейсов, а полеты на внутренних рейсах будут возобновлены в нормальном режиме к середине дня в воскресенье.
Jet Airways была создана в 1993 году. Сейчас самолеты компании летают в 65 городов, в том числе в 20 - за рубежом. Компания, в частности, выполняет рейсы в Лондон, Нью-Йорк, Брюссель, Сингапур и Торонто.
В 2008 году компания уже попыталась сэкономить и уволила 800 сотрудников. Это вызвало бурю негодования и стихийные забастовки. После этого Jet пришлось вернуть уволенных в штат, передает РИА «Новости».
МОТ предлагает всем странам создавать новый посткризисный рынок труда вместе
20-21 октября в Женевском офисе Международной организации труда (МОТ) прошел семинар, посвященный развитию цивилизованного рынка труда путем ратификации и внедрения 181 Конвенции МОТ.
Кадровая индустрия, власти и профсоюзы 52-х стран обсуждали пути развития глобального рынка труда, на котором будут сбалансированы интересы работников, работодателей и государств.
Мероприятие происходило на принципах трипартизма, т.е. его равноправными участниками были представители государств, профсоюзов и работодателей. Представители 52-х стран обсудили пути формирования глобального рынка труда, на котором будут сбалансированы интересы работников, работодателей и государств. Блок государств был составлен из чиновников 32 стран в ранге от министра до руководителя госструктур, ответственных за состояние отдельных частей рынка труда. Профсоюзы представляли интересы наемных работников из трех десятков стран. Работодатели были в основном представлены кадровыми компаниями, (такими как Adecco, Randstad, Manpower) и их объединениями.
Студенты Владивостока знают, зачем нужны профсоюзы
http://novostivl.ru 20 октября 2009 года
Что такое профсоюзы, зачем в них нужно вступать и какие права это дает? Ответы на данные вопросы искали участники молодежных дебатов, которые прошли в рамках Дальневосточного профсоюзного форума. Организатор студенческой игры - Федерация профсоюзов Приморского края.
Надежда Петрова, руководитель проекта "Дебаты" Федерации профсоюзов Приморского края:
– Молодежь – это будущие трудящиеся. Разве будущим морякам, поварам не нужно знать о том, как можно защитить свои права? В течение прошлого года мы провели множество профсоюзных уроков в сузах и вузах Владивостока. Наши беседы со студентами не прошли даром. За последнее время более 20 человек написали заявления о вступлении в профсоюз.
Как рассказали организаторы, в игре участвовали 5 вузов. Наиболее активными были представители ДВГУ и ТГЭУ. Студенты разделились на тех, кто представляет позицию государства, и сторонников оппозиции. Задача стояла одна - убедить своего оппонента в необходимости профсоюзов. И надо сказать, что позиция правительства оказалась в целом более убедительной. Для победы необходимо было не только обладать ораторским искусством, но и умением задавать вопросы, отстаивать свое мнение.
Александра Руда, студентка Тихоокеанского экономического университета:
– На дебатах я отстаивала позицию государства. Хотя на этой игре мы не всегда выражаем собственные мысли. Оппоненты были достойные, к тому же ребята попались с юридического факультета. Мне кажется, что в наше время роль профсоюзов все больше возрастает и необходимо активнее привлекать молодежь в их ряды. Честно говоря, если бы не подобный опыт, то я бы вряд ли об этом задумалась. Моим сверстникам кажется, что это нечто из Советского Союза. Но в процессе подготовки я поняла, что профсоюз может защитить твои права, что особенно важно для молодого человека, только начинающего трудиться. Думаю, что надо больше рассказывать о работе профсоюзных организаций, тогда люди и потянутся. И нынешний Дальневосточный форум дает такую возможность.
Дарья Сливаева, студентка ДВГУ:
– Нам досталась тема про то, что некая государственная структура предлагает запретить профсоюзы. Мы представляли оппозицию, и нам удалось доказать, что необходимо бороться за сохранение данной организации. Это особенно важно в условиях экономического кризиса, который легко может перерасти в социальный. Это был наш основной довод. Я считаю, что молодежи необходимо вступать в профсоюз. У нас в университете очень хорошо организована его работа. Более 90 процентов студентов уже охвачено.
Профсоюзная вертикаль
Источник: ИКД
Публикуем статью публициста и эксперта по профсоюзному движению Альберта Сперанского о конфликте между ФНПР и коллективом Академии Труда. Уточняем, что материал публикуется на правах выражения личного мнения – у сотрудников ИКД есть опыт судебных разбирательств с руководством ФНПР, привыкшим использовать суды для доказательства своей чести. Большая группа преподавателей и студентов Академии труда и социальных отношений решила 26 июня встретиться с председателем ФНПР господином Шмаковым. Они были возмущены тем, что без всяких объяснений, даже без обыкновенных рамок приличия, уволили их ректора.
Вновь поставленная охрана даже не пропускает его в здание, где он проработал двадцать пять лет, стал доктором наук, профессором, заслуженным деятелем науки России. В этом учебном заведение готовили не только профессиональные кадры, здесь воспитывали на демократической основе граждан своей страны, было создано вольное самоуправляемое общество. Независимо от того, преподаватель ты или студент, каждый мог высказать свое мнение, запустить на свой лад общественный двигатель. Ректор Шулус создавал свой город Солнца, но, очевидно, этот город не умещался в концепцию нашей суверенной демократии и его создателя отстранили от процесса.
Мы уже привыкли к неодобрительным высказываниям о вертикали нашей власти, которую, вместо народной поддержки, цементирует ОМОН, милиция, но чтобы такие же бравые ребята защищали и другую вертикаль, профсоюзную, это уже слишком. Шли обиженные люди к господину Шмакову. Можно было их пригласить в зал заседаний, поговорить по-доброму, но вместо Шмакова у здания Всероссийского дома Труда были выстроены милиционеры, рядом находился автобус с омоновцами. Шесть человек из делегации сразу увезли в отделение милиции, остальных стали уговаривать разойтись. Профсоюзы состоят из добровольных ячеек, созданных в трудовых коллективах:
профкомы, месткомы, исполкомы. Постоянные перевыборы, потерял доверие – уходи. Демократическая система вне государственных структур, разве могут существовать в ней для подавления инакомыслящих силовики? Порядок здесь наводится обыкновенным голосованием. Руководители ФНПР перешагнули через такие нормы, для укрепления своей власти стали брать напрокат омоновцев у государства, может быть, даже оплачивая их услуги за счет профсоюзных взносов.
Это было даже не увольнение Шулуса, ФНПР сделала рейдерский захват вольного города. Сейчас ответственные лица из этой Федерации пытаются доказать, что захвата не было, Академия, мол, и так на правах собственности принадлежит ФНПР. Напрасно выворачиваются наизнанку, проявилось два явных признака рейдерских захватов, смена директора, в данном случае ректора, и установка новой охраны у входа. Самое прискорбное, что здесь попытались захватить ни здание, собственность, а сам дух, интеллект человека.
В Академии не только обучают студентов, здесь сосредоточена фундаментальная наука наших профсоюзов. ФНПР давно хочет создать на базе этого заведения свою пиар-компанию, с её помощью подновлять лозунги, старые уже не привлекают внимание. Схватились за теорию социального партнерства, но в руках этой организации она оказалось просто ритуальным обрядом. Название есть, а пользы для работника никакой. Чтобы партнерство было равноправным, справедливым, нужно постоянно понуждать работодателя, бороться за свой интерес, в том числе и с помощью забастовок. Аморфными профсоюзам, которыми являются структуры ФНПР, это не под силу.
Существовал в Академии центр профсоюзного и рабочего движения, руководил им кандидат наук Юрий Миловидов. Этот центр и должен был искать омолаживающие средства для дряхлеющих профсоюзов. В личных беседах со Шмаковым Миловидов доказывал, что нельзя укрывать свое бездействие за показными акциями протеста, на городские площади выводят в основном профсоюзных функционеров с требованием к какому-то не опознанному лицу, а может к самому Богу. Нужно требовать все это, в том числе и повышение зарплаты, от конкретного работодателя, оживлять профсоюзную работу внизу, на заводах и фабриках.
Юрия Миловидова за это вольнодумие уволили, он восстанавливался через суд, но работать ему не дали, в конце концов, ему пришлось уйти.
Знаю не понаслышке нравы этого круга, побывал в этой обойме, в 1991 году меня попросили помочь реформировать старые профсоюзы, у меня были большие связи в рабочем движение, сложившее понятие о том, как должны выглядеть эти рабочие организации. Получил пост пресс-секретаря, помощника тогдашнего председателя ФНПР Игоря Клочкова. Этот человек, настоящий боец, мы с ним были единомышленниками. В помощь мне была создана рабочая группа, я ездил по стране, знакомился с рабочими лидерами, привязывал их к штабу ФНПР. Чтобы показать вид на профсоюзы ФНПР снизу, мы пригласили нескольких рабочих лидеров на очередной Пленум. Один за одним выходили необычные гости на трибуну. Рассказывали, как выслуживаются перед хозяевами предприятий старые профкомы, их председатели. Один, второй выступающий. В зале было много людей похожих на нынешнего Шмакова. Солидные люди, а стали топать ногами, свистеть. Оскорбленные рабочие покинули зал – не туда попали, ошиблись адресом. К такому мнению пришел и я, понял, что с этими людьми нельзя реформировать старые профсоюзы. Написал заявление по собственному желанию, хлопнул дверью. Игорь Евгеньевич тоже долго не продержался, на очередном съезде ФНПР убрали и его. Этот съезд стал продолжением того же пленуму, на котором освистывали рабочих лидеров, все те же люди. Много было у них претензий к Клочкову, возмутило делегатов и то, что он не одобрил штурм Белого дома в 1993 году. Избрали председателем своего человека, Шмакова. Это и есть сейчас независимые профсоюзы. Правда, неизвестно от кого независимы, с партией власти они в одной упряжке, работодателю тоже в рот смотрят, очевидно, независимы от самого работника. Как сказала недавно Элла Памфилова, глава Совета при президенте России по содействию развитию института гражданского общества и прав человека: «Я считаю, что среди современных руководителей профсоюза дееспособных уже нет. Это остатки прежних, а новые ещё не сформировались».
По словам Булгакова, москвичей испортил квартирный вопрос, а аппаратчиков ФНПР, свела с ума, доставшая им бесплатно собственность советских профсоюзов, то есть собственность народа, разбросанные по всей стране гостиницы, санатории, спортивные сооружение, это добро вкупе тянет не меньше чем на 6 миллиардов долларов.
Профсоюзные функционеры превратились из защитников рабочего человека, в обыкновенных коммерсантов, продают эту собственность, сдают в аренду, прячут доходы, переписывают фирмы на своих детей, пристраивают их на масляные места. Бедному Шмакову пришлось много судиться с газетами, авторами статей, которые рассказывали о различных его семейных фирмах, выросших из профсоюзной собственности, где главным распорядителем был его сын Виктор. Председателю приходилось доказывать, «я не я, и фирма не моя». Очевидно, так и не сумел доказать, в средствах массовой информации до сих пересчитывают эти объекты.
Подобный народный обвинительный процесс против разбазаривания профсоюзной собственности идет по всей стране, боссам, родом из ФНПР, приходиться оправдываться, вчинять иски газетам, как бы те несправедливо приписали на их имена фирмы, которыми они не владеют. Правовые отделы региональных советов брошены на борьбу с этими «клеветниками», до защиты рабочего человека от социального беспредела руки у них не доходят.
Вот, к примеру, ополчились газеты против сына председателя профсоюзов Курганский области Романа Назарова. Папаша поставил его смотрящим за областными санаториями, организовали ради этого ЗАО. В этой конторе, чтобы побольше урвать для хозяев, даже обслуге санаториев стали искусственно задерживать зарплату. Было судебное разбирательство, санатории передали в государственную собственность, арестовали имущество ЗАО, оно хранилось на опечатанном складе, когда открыли, там было пусто, куда-то делись автобусы, легковые машины и даже пожарная машина.
Взятие вольного города
Вот и Алексея Шулуса уволили только потому, что очередным деткам нужна была своя доля, а он оказался на пути. Академию захватила семья первого заместителя Шмакова, курирующую Академию, Татьяны Фроловой. Цинично в этой акции выглядит то, что приватизировали ни станки и здания, а головы ученых. Сначала распоряжением сверху назначили проректором сына Фроловой, Владимира Малышева. В его активе техникум, потом вечерний институт и мама начальник. Он оказался единственным, среди шести проректоров без научного звания. Потом мать решила и дочери выделить что-нибудь для приданного. В начале апреля этого года Шулусс отказался выполнить указание мадам Фроловой о создание в вузе Управления кадров, с назначением на должность начальника её кровинушки Александры Лариной. Создание такого управления повлекло бы дополнительные расходы в объеме 7-8 миллионов в год, что противоречило антикризисной программе, одобренной Ученым советом академии. Об этом Шулус доложил в личной беседе 13 апреля Шмакову, добавив при этом, что профессиональные и личностные качества Лариной не соответствуют столь высокой должности. Она является студенткой 4 курса юридического факультета, а должна будет расставлять по местам профессоров и прочий научный народ.
После отказа подчиниться распоряжению Фроловой начались финансовые проверки деятельности Академии, как бы та оказалась на грани банкротства. Изъято 175 документов. Все эти проверки были надуманными, за четыре годы не было ни одной задержки заработной платы, выполнены все обязательства по налогам, нет долгов по кредитам. После финансового налета, запустили ещё один снаряд, ФНПР подготовила новый проект Устава Академии. Этот документ оказался вовсе не уставом, а набором инструкций, распоряжений для подчиненных. Фактически отменялась автономия вуза, положенная по закону. Вместо Ученого совета управляющим органом объявлялся Попечительский совет, в который входят четыре представителя от ФНПР, для Академии оставили приставной стул для ректора. Созвать конференцию трудового коллектива можно теперь только с разрешением Попечительского совета.
Ученый совет ознакомился с таким подобием на устав и отверг его. Для убедительности решил обсудить эту подделку на конференции коллектива. Узнав о демократической инициативе, Фролова забеспокоилась, потребовала отменить конференцию. Коллектив все-таки выдвинул делегатов на конференцию, и на ней при одном воздержавшемся, 235 человек подтвердили негативное отношение к проекту предложенного устава.
ФНПР не смог стерпеть непослушания, 24 июня Шулуса вызвали на заседание исполкома.
Когда заседание началось, его, заслуженного деятеля науки РФ, Лауреата государственной премии, в совершенстве знающего английский, немецкий, испанский язык, читающего на них лекции, как нашкодившего мальчишку, не дав сказать слова в свою защиту, вывели почти за ухо за дверь. Немного позже в кабинете Шмакова ему продиктовали, что он уволен и для передачи дел должен срочно вернуться в Академию. У кабинета ректора уже находились охранники ФНПР, через два часа Шулусу вручили трудовую книжку, вычеркнули его роль из вновь созданного сценария. Исполняющим обязанности ректора был назначен Владимир Малышев. Операция завершена, объект благополучно захвачен семьей Фроловой.
Коллектив Академии не хотел мириться с таким положением, 25 июня в защиту ректора собрали чрезвычайную конференция. На неё приехал даже вельможный Шмаков.
Возмущенные люди попросили его назвать истинные причины уволь
Наверх