09.07.2014

Картографические изъяны могут затормозить развитие СМП

Ледокольная проводка обходится дорого, но без нее невозможно: суда на Северном морском пути (Севморпуть, СМП) будут подвержены высокому риску, в том числе из-за того, что ледовые поля картографированы недостаточно подробно. Слабое спутниковое покрытие на трассах СМП и недостаточно полные морские карты становятся помехой на пути создания мощной арктической транзитной системы. Карт ледовых полей и промеров глубин в районе Севморпути пока не хватает, и это может умерить международный энтузиазм в отношении перспективы широкого развития арктического судоходства.

Таяние ледового покрова позволило открыть судоходные маршруты в арктических морях, в основном находящихся под контролем России, и значительно сократить время перехода между Европой и Азией. По информации администрации Севморпути, в 2010 году по трассам прошло четыре судна, в 2011-м – 34, в 2012-м – 46, в прошлом году – 71. «В настоящее время массовый арктический транзит, о котором так много говорят, спотыкается о слабое спутниковое покрытие и недостаточно подробные морские карты, –  сказал в интервью «BarentsObserver» Ян-Гуннар Винтер, директор норвежского Полярного института. – Возможности спутниковой связи с судами в полярных широтах ограничены, судоводители не могут нормально делать снимки в высоком разрешении для использования другими судами. Эти снимки дают информацию об условиях на море, позволяющую успешно маневрировать без лишнего риска в условиях, когда море частично покрыто льдом. Навигация в этом районе в отсутствие необходимых карт особенно опасна из-за ограниченности имеющейся инфраструктуры для поиска и спасения. Для судов безопаснее всего следовать за ледоколом, который поможет пройти через ледовые поля и будет первой линией поддержки в поисково-спасательной операции».

Ледоколы обходятся дорого, но без них суда подвергнутся высокому риску. В сентябре 2013 года в проливе Матисена в Норвежском море несколько дней был на мели 138-метровый танкер, шедший без ледокольного сопровождения. «Насколько я сейчас могу судить, у русских налажена отличная система, если судно будет держаться за ледоколом», – отметил Гуннар Сандер, исследователь морского льда в Полярном институте.

В докладе организации «Всемирный экономический форум» (Швейцария) сообщается, что кроме данных о ледовых условиях не хватает сведений о глубинах во многих районах Северного Ледовитого океана. Батиметрия (промер глубин) играет важнейшую роль для мониторинга морских течений и формирования судоходных маршрутов в мелких водах у арктического побережья России. Трассы СМП пролегают через ряд проливов глубиной меньше 10 метров. Сегодня большие суда идут, в основном, по маршруту, проложенному к северу от Новосибирских островов, где глубина моря составляет как минимум 18 метров.

С нехваткой картографических данных, грозящей стать помехой для судоходства, борются по-разному, в том числе законодательными мерами. Россия наращивает гидрографические работы в Арктике. Как сообщил в 2012 году заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев, на 2015 и 2016 гг. намечены экспедиции по ликвидации «белых пятен» на картах глубин. К следующему году в России планируется завершить формирование в Арктике десяти аварийно-спасательных центров. В Международной морской организации (ИМО) ведется разработка обязательного международного кодекса безопасности для навигации в полярных морях (Полярного кодекса), в котором будут затронуты вопросы картографии.

«barentsobserver.com»

↑ 

Наверх