РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Бывший работник ОАО Комбинат «Стройкомплект» Александр Лукин через суд требует своего восстановления в должности докера-механизатора. Проработав на комбинате чуть больше 4 лет, в декабре 2013 года он получил дисциплинарное взыскание в виде увольнения. Но с действиями работодателя разрешить таким способом затянувшийся трудовой конфликт докер не согласен и оспаривает свое увольнение в суде.
История началась в 2010 году. Тогда в ОАО «Комбинат «Стройкомплект» была организована Первичная профсоюзная организация докеров (ППО РПД), в которую вступили более 80-ти из 149 работников, числящихся в тот момент на предприятии. Председателем нового объединения был единогласно выбран Александр Лукин.
Объединившись, работники рассчитывали добиться от работодателя соблюдения всех своих трудовых прав. В то время докерам не предоставляли часть льгот, положенных за работу во вредных условиях: дополнительных дней к отпуску, питания, доплаты к тарифной ставке. Хотя все это предусмотрено Постановлением Правительства № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Кроме того, докеры работали с большими переработками, не менее 200 часов в месяц.
Работодатель от встреч с профсоюзными активистами уклонялся. Ситуация накалялась, и представители ППО РПД решили обратиться в инспекцию по труду и в прокуратуру в надежде восстановить свои права.
Инициированные проверки не сильно улучшили положение работников, а на одну из жалоб от 31 января 2010 года Администрация муниципального образования г. Новороссийск ответила лишь 16 февраля 2011 года – спустя несколько дней после того, как профсоюзные активисты обратились к депутату Государственной думы Шишкареву С. Н.
Госдума нуждающимся в помощи людям ответила быстрее. Из официального ответа они узнали, что федеральным законом предусмотрены ограничения, не позволяющие депутатам вмешиваться в деятельность коммерческих организаций.
Но, тем не менее, после этого обращения представитель руководства комбината Горбенко Ю. К. провел встречу с работниками, во время которой заключили устную договоренность: пока строится новый зерновой терминал, докеры будут выполнять работу, связанную не только с погрузочными работами, но и некоторые другие поручения. Взамен сотрудникам пообещали набавку за каждую переваленную тонну генеральных грузов – 40 рублей, за перевалку зерна – 12 рублей за тонну.
Пообщался с работниками и генеральный директор Амаев А. В., который пообещал, что после завершения строительства к зарплате станут дополнительно начислять 17 рублей за зерно и 60 – за генгрузы. Он же и пояснил, что у предприятия сейчас временные трудности.
Письменное соглашение заключать не стали, договорившись на словах. Коллектив исправно выполнял работу, зарплата увеличилась, а в сентябре 2011 года обе стороны затихающего конфликта собирались вновь сесть за стол переговоров, чтобы заключить коллективный договор. Но из-за строительства нового терминала встреча откладывалась снова и снова. И только 31 мая 2012 работодатель и профсоюз подписали договор.
В профсоюзе были согласны не со всеми условиями в части оплаты труда и причитающихся компенсаций. По окончании коллективных переговоров по заключению нового договора представители ППО РПД составили протокол разногласий, который должен подписываться одновременно с коллективным договором по окончанию переговоров. По факту он был подписан только спустя 2 месяца после письменных обращений к работодателю о нарушении трудового законодательства в части ведения коллективных переговоров и заключения нового колдоговора. Но подписать – еще не значит начать работу по устранению разногласий. И с того времени по урегулированию вопросов, вошедших в протокол, состоялось всего одно заседание.
Со временем систему оплаты труда работодатель изменил в одностороннем порядке, после чего работников вызывали в отдел кадров и просили подписать допсоглашение к трудовому договору. С теми, кто отказывался, беседовал заместитель генерального директора Горбенко Ю. К., и через некоторое время не подписавшихся почти не осталось.
В это же время к членам профсоюза внезапно начались дисциплинарные взыскания: выговоры, лишения премий. Трое активистов были уволены по статье, многие были вынуждены покинуть комбинат по «собственному» желанию. После увольнения Лукина на предприятии осталось 4 человека, состоящих в профсоюзе.
А в декабре 2013 года шествие покидающих «Стройкомплект» завершил председатель ППО РПД Александр Лукин, который был уволен по статье за неисполнение трудовых обязанностей.
На этом все могло бы закончиться, но дело в том, что руководителей и заместителей профсоюзных организаций можно уволить лишь с предварительного согласия вышестоящего профсоюза. Это предусмотрено пунктами 2, 3 или 5 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Значит, что без решения РПД Лукин А. не мог быть уволен.
Совет РПД, рассмотрев обстоятельства этого дела, счел взыскание работодателя основанным не на нарушении, «а связанным с личностью самого работника». Кроме того, по рассмотрению этого вопроса в решении Совета РПД № 5 от 14 мая 2014 года сказано: «Документов, подтверждающих соблюдение общего порядка увольнения, т.е. запроса мнения профкома ППО РПД ОПО комбинат «Стройкомплект» работодателем в Совет РПД не представлено».
Александр Лукин обратился в суд с требованием признать увольнение незаконным, но в удовлетворении этой жалобы суд первой инстанции – Ленинский районный суд г. Новороссийска – докеру отказал: суд не увидел нарушений со стороны работодателя и полностью доверился его пояснениям.
В настоящее время председатель ППО РПД обратился в Краснодарский краевой суд с апелляционной жалобой. Требование у бывшего работника все то же.
«По делам о восстановлении на работе профсоюзных активистов, включая меня, уверен, что мы выиграем. И работодателем, и судом первой инстанции нарушено законодательство в части ст. 374 ТК РФ и не только», – говорит Александр.
А пока докер пытается восстановить свое честное имя, ему в спину летят упреки в том, что это – борьба за деньги, а вовсе не за нарушенные права.
К слову, в 2010 году на предприятии работало около 80 докеров, в ноябре 2013 – около 40, а сейчас – порядка 18-20. Конечно, предприятие приобретает новейшее оборудование и развивается; в этом году здесь достигли «рекордного уровня квартальной перевалки» – 661 тыс. тонн зерновых. Это одно из последних достижений, о котором сказано на официальном сайте компании 2 апреля 2014 года. Но возникает вопрос: даже при наличии самого новейшего оборудования, каким образом оставшимся работникам удается добиваться таких успехов?
И вот еще любопытный факт: пока 12 работников автоматизированной эры ставили трудовые рекорды, ОАО «Комбинат «Стройкомплект» изменил организационно-правовую форму, а заодно и название компании. ОАО обернулось в ЗАО «Зерновой терминал «КСК», а у новой фирмы, как известно, нет истории и чистая совесть?
Наверх