11.08.2014

Сертификат есть, а прав нет?

Южная территориальная организация Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) продолжает кампанию «Билль о правах моряков»: от слов к делу» в поддержку Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве.

Остановка судна «Дон» – первое «конвенционное» задержание в новороссийском порту в этом году. В прошлом было два: тогда портовый контроль (PSC) остановил немецкий балкер «Hermann Schoening» и турецкий сухогруз «SHT Huseyin Akil». Как показывает практика, самая распространенная причина конфликтов между моряками и работодателями – долги по заработной плате.

Проверка на т/х «Дон» показала, что экипаж не получает денег за труд: долг достиг $70 тысяч. Еще выяснилось, что перед выходом в рейс, каждый моряк написал расписку, в которой заранее согласился на возможную задержку зарплаты и гарантировал, что не обратится в Международную федерацию транспортников (МФТ).

Ситуацию со странными расписками, в которых моряки себе в ущерб решили отказаться от своих трудовых прав, прокомментировал главный правовой инспектор ЮТО РПСМ Вадима Кулебякин:

– Россия подписала Сводную конвенцию о труде в морском судоходстве, которая обязывает выплачивать заработную плату экипажу не реже одного раза в месяц, без всяких условий и оговорок. А это значит, что на ее территории подобные расписки никаких правовых последствий не несут. Кроме того, конвенция дает каждому неотъемлемое право жаловаться на нарушение своих трудовых прав. И никакие расписки не могут лишить моряка этого права. А портовые власти могут задержать судно при обнаружении нарушений конвенционных требований.

Таким образом, отказ от прав, гарантированных международными конвенциями, законами и коллективным договором, не признается. А вот задуматься о добросовестности судовладельца, который подобные уловки практикует, они заставить должны, причем еще на этапе трудоустройства.

Странные обязательства, которые взяли на себя моряки, привели в изумление не только представителей профсоюза, но и инспекторов государственного портового контроля. Тем более, что из-за $70 тысяч долга по заработной плате экипажу все-таки пришлось связаться с профсоюзом. Руководствуясь положением Сводной конвенции, которое обязывает судовладельца ежемесячно перечислять зарплату, портовые власти запретили судну выход в рейс до устранения замечаний. Невыплата, подтвержденная документально, обычно влечет за собой самую строгую меру воздействия на судовладельца – задержание судна в порту. Серьезность этого нарушения инспекторы PSC сравнивают с поломкой главного двигателя. Самое интересное при этом, что сертификат, подтверждающий соответствие «Дона» нормам MLC, на борту теплохода есть! Выходит, бумажка есть, а прав у моряков нет?

– Ростовская компания «Росшипком» уже давно числится в моем личном «черном списке», – негодует инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина, к которой обратились обманутые моряки. – У компании шестнадцать судов под флагами России, Мальты и Белиза. Минимальная задолженность по выплате заработной платы на любом из них – два месяца. А есть экипажи, которые по полгода сидят без гроша в кармане. При списании с судна задолженность не выплачивается. Вот уже год с момента вступления в силу конвенции я сталкиваюсь с «Росшипкомом» практически каждый месяц.

Задержание т\х «Дон» вызвало немедленную реакцию ООО «Росшипком». Долг по зарплате морякам вернули, задержание с теплохода сняли, и к вечеру того же дня судно покинуло порт. Трудовой конфликт исчерпан. Но это не конец истории о судоходной компании.

Экипаж теплохода «Сормовский 43» обращается к Ольге уже в третий раз. Она «выбила» им зарплату за май, сейчас ведет переговоры с «Росшипком» по июньской. В индивидуальных контрактах моряков черным по белому прописана двухнедельная задержка зарплаты, а сама система расчетов крайне запутанная. Но больше всего инспектора МФТ возмущает, что при этом на всех судах компании есть сертификаты MLC, которые на практике ничего не гарантируют и не подтверждают!

На «Сормовский 43» спор в самом разгаре. На этом судне вообще нормой жизни стали ежемесячные расчеты с экипажем через МФТ. Значит, о «Росшипком» мы услышим еще не раз.

↑ 

Наверх