РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Строгое требование к выбросам использованного топлива в окружающую среду, которое вступит в силу с 1 января 2015 года, принесет дополнительные заботы не только судовладельцам, но и портовым администрациям. Согласно информации на литовском сайте «Jura», на двух паромах компании «DFDS», курсирующих между Клайпедой и Европой, уже установлены скрубберы-катализаторы. Теперь портовым властям надо думать о возможности приема и утилизации отходов из скрубберов.
В соответствии с требованиями Приложения VI МК МАРПОЛ происходит планомерное ужесточение требований к содержанию оксидов серы, азота и углерода, а также твердых частиц в выбросах морских судов. При этом наиболее жесткие требования устанавливаются для районов контроля выбросов (ECA), к числу которых относятся Балтийское и Северное моря, прибрежные воды США и Канады, Карибское море, Средиземное море, побережье Японии, Малаккский пролив и др. В этих районах в первую очередь поэтапно вводятся в действие новые экологические требования. С 2015 года планируется ужесточение требований по содержанию серы в выбросах с морских судов, которые со временем будут расширяться. Это неизбежно, поэтому судовладельцы и, соответственно, судостроители ищут различные пути для решения проблемы снижения вредных выбросов в атмосферу.
В настоящее время используется несколько способов ее решения. Первый и самый легкий – использование в особых районах ECA низкосернистного топлива. Второй путь – использование специальных фильтров-катализаторов, так называемых скрубберов, на выхлопных трактах главных и вспомогательных дизелей. Третий – использование в особых районах в качестве топлива природный газ на двойных топливных двигателях.
Каждый регион выбирает свой вариант и, возможно, в связи с этим будут внесены местные требования по методу снижения содержания вредных веществ в выбросах морских судов. В частности, хорошо известно, что в США имеются свои национальные требования береговой охраны по охране окружающей среды и на судах, посещающих порты США, заполняются дополнительные журналы учета по контролю за сточными водами и охлаждающей водой энергетической установки.
В США сейчас много путаницы из-за экологических норм, принятых Международной морской организацией (ИМО). Основной из проблем является выбор технологии для достижения необходимого уровня выбросов. Если на азиатских рынках идет выбор в сторону эко-судов, то судовладельцы США склоняются к применению двойных топливных двигателей, где в качестве основного топлива используется природный газ. В любом случае, оператор должен рассматривать множество параметров: стоимость двигателя, производительность, опыт экипажа, расходы на обслуживание и запчасти.
Каждый из вышеперечисленных методов имеет свои плюсы и минусы. Но все они без исключения ведут к увеличению расходов судовладельцев, операторов и фрахтователей, что неизбежно скажется на рентабельности флота. Сейчас очень важно грамотно провести переоснащение флота, поэтому выбор двигательной системы должен учитывать структуру торговли, а также операционный темп. При выборе нужно ответить на множество вопросов: возможна ли нормальная непрерывная работа двигателя в течение длительного периода времени, работает ли судно при низких нагрузках на непостоянные периоды, что является основным фактором для рентабельности и т.д.
Ужесточение экологических норм создает много проблем, особенно для морских судов, которые работают на больших переходах и в основном используют обычное тяжелое топливо. Для перехода в спецзонах потребуется много дополнительных затрат на оборудование, поскольку в перспективе использование низкосернистого топлива не решает всех проблем, да и цена него будет непомерно высокой. Сейчас ввод новых требований по выбросам с морских судов на руку только судостроителям.
Наверх