21.08.2014

MLC: год спустя

Прошел один год с момента вступления в силу Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC).

В разработке так называемого «Билля о правах моряков» приняли участие представители профсоюзов, работодателей и правительств, которые положили в основу MLC более 65 международных соглашений о труде на море, разработанных в течение последних 80 лет.

MLC направлена на обеспечение достойного труда для плавсостава и честной конкуренции среди судовладельцев. MLC регулирует вопросы, связанные с порядком найма моряков, условиями их труда и социальной защиты, охраной здоровья и обеспечением техники безопасности. Документ был принят в 2006 году. Спустя 8 лет конвенцию МОТ ратифицировали 67 государств, в числе которых и Российская Федерация.

Конвенция действует всего один год, но даже за столь непродолжительный период моряки увидели ее в действии.

– Работать стало гораздо безопаснее, – говорит стармех Лин Наин с т/х «APL Boston». – Увеличились часы отдыха, что немаловажно с точки зрения безопасности.

– Условия стали прозрачнее и понятнее,– отмечает капитан «APL Boston»  Танабалан Говибдараджу. – Теперь я уверен, что члены экипажа на моем судне не имеют проблем со здоровьем и получают достойную зарплату. Все это соответствует уровню квалифицированных специалистов, какими являются моряки из моей команды.

В том, что Сводная конвенция – не пустой звук, довелось убедиться и российским морякам. В нашей стране есть немало примеров, когда суда задерживались именно на основании положений MLC. Достаточно вспомнить последний случай с теплоходом «Lady Fox». Судно после проверки государственного портового контроля (PSC) осталось стоять в порту Ванино на Дальнем Востоке. Во время инспекции представитель PSC обнаружил десять несоответствий международным требованиям, три из которых противоречили Сводной конвенции, в частности, долг по зарплате, нехватка постельного белья и отсутствие в достаточном количестве медикаментов.

– Это первый случай на Дальнем Востоке, когда портовый контроль задержал судно на основании не только технических проблем, но и нарушений условий труда и быта моряков, – прокомментировал председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков (РПСМ) Петр Осичанский.

Безусловным лидером по задержанию судов на основании MLC остается южный регион России. Кстати, в Новороссийске инспекторы PSC первыми применили нормы конвенции на практике. Произошло это 9 сентября 2013 года, буквально через три недели после вступления конвенции в силу. В центре внимания оказался сухогруз «SHT Huseyin Akil» (флаг Молдавии): его команда работала без договоров о найме и денег, а техническое состояние судна оставляло желать лучшего. Экипаж обратился за помощью в РПСМ. Представители Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) и Международной федерации транспортников (МФТ) связались с инспекторами PSC, которые подтвердили нарушения. В итоге судовладелец не стал раздувать конфликт и через пару дней устранил все замечания, в том числе заплатил морякам за труд и прислал на борт сухогруза должным образом оформленные контракты.

Это далеко не все примеры задержаний судов по MLC, но они доказывают: Сводная конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве – работающий механизм. И с этим документом предстоит считаться всему морскому сообществу.

По материалам МОТ, БТО РПСМ

↑ 

Наверх