РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Виктор Шилов, старший механик СКФ Новошип, никогда не думал о том, что делом его жизни может стать что-то интереснее моря и тех современных машин, которые сейчас стоят на службе у торгового судоходства.
Это вполне объяснимо: он родился в семье моряка. Его отец тоже был механиком на судах новороссийского портофлота. В летние каникулы Виктор с утра бежал к морвокзалу, где у причала стоял буксир отца: то гаечный ключ, то масленку подать – вот так еще ребенком он почувствовал «душу» сложного судового железа.
– Самым запоминающимся событием в детстве было участие в закладке капсулы памяти на дне моря, около Суджукского маяка, – вспоминает Виктор Александрович. – Мне тогда было девять лет, а мой отец работал на том самом боте, с которого водолазы спускались с капсулой. В тот день он взял меня с собой в море, я до сих пор помню чувство гордости оттого, что самым важным делом на судне занят мой отец: он обеспечивал исправную работу помп, подающих водолазам воздух.
В общем, в выборе дела своей жизни сомнений не было никогда: только на флот, только в механики.
С реалиями настоящей работы на флоте он столкнулся в 1981 году, когда пришел на танкер «Джузеппе Верди» Новороссийского морского пароходства.
– Сейчас, когда я рассказываю об этом молодым, мне смешно и странно, – говорит Виктор Александрович. – Сегодня в руках у механика либо планшетник, либо ноутбук, куда стекаются все данные с приборов машинного отделения. А у нас для этих целей был единственный гаджет – грифельная доска. На нее механик заносил информацию с датчиков, которую вахтенные собирали во время обходов. Судно неавтоматизированное, все механизмы запускались вручную, поэтому четыре часа вахты крутился как белка в колесе. Ну, и в «железе», конечно, довелось поковыряться от души. Куда на флоте без профилактики?
Во второй половине девяностых на танкере «Валерий Чкалов» Виктору Александровичу посчастливилось работать под началом старшего механика Сергея Супруна. «Тебе давно уже пора становиться старшим механиком, – неустанно твердил он. – А дед – в первую очередь судовой администратор». Так деловая переписка с берегом, классификационными обществами и фрахтователем стала для номерного механика такой же важной частью работы, как и контроль давления в котлах. Однако это тоже оказалось не самым главным в работе стармеха.
Уже через пару лет ему выпала возможность попробовать себя в деле: Шилова назначили старшим механиком на танкер «Академик Пустовойт».
– Мне повезло, меня «обкатывал» в должности очень опытный механик-наставник Иван Харитонович Марченко, – рассказывает Виктор Александрович. – У всех начинающих стармехов одна беда: объяснить им сложнее, чем сделать самим. Он меня учил работать с коллективом. Ведь на судне самый сложный механизм – это все-таки человек.
Конечно, как и всякого руководителя, Виктора Александровича расстраивает, когда его вставших на крыло «птенцов» уводят в другие экипажи. А что тут сделаешь – ротация. Однако случалось, что уводили и самого стармеха.
– В последнем рейсе я оказался на «Tower Bridge», – рассказывает Виктор Шилов. – На судах этой серии работать прежде не доводилось, но мне повезло: второй механик Борис Язев и четвертый Александр Телевной оказались незаменимыми помощниками. Серию «Bridge» знают как свои пять пальцев и главное, в опеке не нуждаются. А с третьим механиком Антоном Зливко мы на судно вместе ехали. Для него это был первый рейс в должности, но его подход к делу мне сразу понравился: парень по максимуму закачал в свой ноутбук специальную литературу и программное обеспечение и не жалел времени на их освоение. Так что команда у нас сложилась боевая. Помню, переход из Швеции в Мексику. В конце дня спускаюсь в «машину», а там перед ЦПУ хлюпает вода из системы охлаждения главного двигателя. В такой ситуации каждая минута растерянности может обернуться часами вынужденного простоя посреди Атлантики. Но мои не подкачали, тут же снизили нагрузку, стравили воздух, и всего за десть минут мы смогли обнаружить и устранить неполадку.
Судовым инженерам, которые только пробуют себя в профессии, опытный старший механик советует: думаййте о завтрашнем дне. Жизнь современного моряка настолько динамична, что времени на раскачку нет. Очень скоро вы будете третьими, вторыми, старшими механиками, поэтому расти в должности надо начинать еще до того, как этот рост состоится в действительности. Сегодня мало быть просто на своем месте, надо заглядывать вперед, в должностные инструкции старшего офицера и учиться, учиться, учиться.
ЮТО РПСМ
Наверх