На протяжении нескольких лет невыплата заработной платы остается проблемой №1 на торговом флоте. В очередной раз это подтвердил Международный центр помощи и благосостояния моряков (ISWAN), который провел подсчет обращений членов экипажей в организацию за 2013 год и проанализировал причины.
Согласно данным, моряки 1585 раз прибегали к помощи ISWAN, из них 28,5 % обращений были связаны с долгами по зарплате. Ситуация многих из них усугублялась тем, что моряки оказывались брошенными на произвол судьбы работодателями в разных частях света, как следствие – требовалась репатриация, организация обеспечения водой и едой на борту. Все это тоже стало поводами для обращения в ISWAN. Большинство пострадавших – граждане Филиппин и Индии, что объясняется их количественным преимуществом в отрасли по сравнению с моряками других национальностей.
В ISWAN отмечают, что большую работу по защите прав моряков провела Международная федерация транспортников (МФТ) и ее членские морские профсоюзы по всему миру, так как после обращения в центр его работники передавали заявления моряков по месту возникновения конфликта, то есть в ближайший морской профсоюз или инспектору МФТ.
Избежать проблем с выплатой заработной платы, репатриацией или поставкой продовольствия можно еще до отправления в рейс. Российский профсоюз моряков (РПСМ) рекомендует перед посадкой на судно удостовериться, что выбранная судоходная компания находится на хорошем счету и не имеет проблем с выплатой зарплаты и компенсаций и не была замечена в отказах от репатриаций. Также необходимо убедиться, что на судне есть коллективный договор, который является гарантом надежности судовладельца даже в случае возникновения проблем или разногласий. Чтобы получить информацию подобного рода достаточно вступить профсоюз и тем самым обезопасить себя от конфликтов.