РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В России выросло число трудовых протестов по причине невыплаты заработной платы россиянам. Об этом сообщает сайт Центра социально-трудовых прав РФ. Специалисты отмечают, что случаев протестов публичного характера и разного рода стоп-акций больше там, где не действуют профсоюзы или нет представителей профсоюзных организаций.
В целом эксперты фиксируют рост количества протестов в стране. Так, за период с января по август 2014 года их было 179. К концу этого года, по их мнению, уровень достигнет 250-260 трудовых протестов.
Как и ожидалось, в августе произошло нарастание протестных заявлений. Традиционно именно на осень приходится пик таких настроений, который спадает к Новому году. «Нас тревожит не рост, а изменение его внутренней структуры, – говорит ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков. – Произошло резкое увеличение акций из-за невыплаты заработной платы работникам российских предприятий. Для сравнения, в 2013 году только треть акций прошла по этой причине. В последние годы этот показатель снижался, и мы отмечали позитивную тенденцию. Вообще невыплата заработной платы не присуща области рыночной экономики, это феодальные пережитки».
По словам Петра Бизюкова, в 2013 году 35% всех протестов носили стихийный характер, до этого в течение нескольких лет происходило устойчивое снижение этого показателя. При этом 55% прошлогодних протестов организовывались при участии профсоюзов.
«Рост стихийных протестов вызывает тревогу. Так, за первые 8 месяцев 2014 года 40% акций имели стихийный характер. По моему мнению, рост числа трудовых протестов преобладает там, где нет представителей профсоюзных организации», – уверен эксперт.
В Центре социально-трудовых прав считают, что четким определением трудовых протестов являются случаи, когда группа работников предпринимает совместные действия для изменения социально-трудовых отношений с работодателем.
«Границы определения протеста бывают весьма размыты. На основе многолетнего изучения этой проблемы мы для себя определили такую черту: если собираются несколько работников, и они выдвигают хотя бы одно требование, адресованное работодателю, это протест, точнее – его минимальная форма», – говорит П. Бизюков.
В свою очередь президент Конфедерации труда России (КТР), член Совета при Президенте РФ по правам человека Борис Кравченко не согласен с тем, что увеличение числа протестов в России связано с сезонными факторами, такими как выход работников из летних отпусков. По мнению Б. Кравченко, представленные цифры не являются статистикой в окончательном виде, а скорее вести с полей.
«Мы видим, что активность наемных работников растет, – отмечает он. – В нашей головной организации в Москве в региональных центрах и отраслевых профсоюзах осень прошлого года была намного спокойнее. Сейчас мы сталкиваемся с большим количеством протестов и такими новыми явлениями, как активизация бюджетного сектора».
В качестве примера Борис Кравченко привел митинг преподавателей Высшей школы, который был организован членским профсоюзом КТР – «Университетская солидарность». Акция состоялась в Москве 20 сентября 2014 года и напомнила историю с голодовкой медиков на станции Скорой помощи. Президент КТР говорит: «Работники реального сектора тоже волнуются».
Не уступили в социальной активности и российские моряки: на протяжении нескольких лет невыплата заработной платы остается проблемой №1 на торговом флоте. В 2014 году протестные акции вынуждены были начать несколько экипажей теплоходов, самые громкие из которых проводились на судах «Captain Kang» (флаг Камбоджи), «President» (флаг Белиза) и «Lady Fox» (флаг Коморских островов).
Помимо выплаты денег моряки требовали от работодателей улучшения условий труда и подписания коллективных договоров с морским профсоюзом. Всем командам указанных судов помогали представители Российского профсоюза моряков (РПСМ) и инспекторы Международной Федерации транспортников (МФТ). Пока члены экипажей бойкотировали погрузо-разгрузочные операции или отказывались выйти в рейс, представители РПСМ и МФТ вели переговоры с судовладельцами.
Что касается теплохода «Lady Fox», который уже несколько месяцев стоит в порту Ванино, то в мае 2014 года удалось добиться выплат для бывшего экипажа судна в размере свыше 4 млн рублей. Однако нынешней команде пока не везет: т/х «Lady Fox» с июля 2014 года задержан в дальневосточном порту, его моряки до сих пор не получили расчет в размере более 3 млн рублей, а аукцион по продаже судна так и не начался.
Смотрите полное видео «Трудовые протесты в России в 2014 году» ЗДЕСЬ. В студии «Радио Свобода» в программе «Правосудие»: Елена Герасимова – директор Центра социально-трудовых прав, Петр Бизюков – ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав, Борис Кравченко – президент Конфедерации труда России (КТР), член Совета при Президенте РФ по правам человека.
Наверх