03.10.2014

Пострадавший моряк имеет право на компенсацию

Работа моряка входит в десятку самых опасных для здоровья и жизни профессий. В июле 2014 года из-за несоблюдения правил безопасности на теплоходе «Lady Irina» (флаг Голландии) погиб россиянин, работавший на судне старшим механиком. Инцидент привел к госпитализации еще двух членов экипажа. Причиной ЧП признан, так называемый, человеческий фактор: механик спустился в закрытое помещение, не проверив в нем уровень опасных газов, что и привело к трагедии.

Другой нашумевший случай произошел с российским моряком, получившим перелом шейки бедра во время работы на судне бывшего работодателя. На отстаивание компенсации россиянину потребовалось два года. Благодаря поддержке Российского профсоюза моряков (РПСМ) и Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) он выиграл дело против судовладельца и голландской страховой компании «ReatsMarine». В конце 2013 года пострадавшему было выплачена компенсация по потере трудоспособности в размере $150 тысяч.

По статистике РПСМ, ежегодно происходит около 45-50 несчастных случаев, в которых моряки  получают тяжелые травмы или погибают.

«Наша отрасль входит в десятку отраслей с неблагоприятными условиями труда. Лично я в год занимаюсь расследованием 5-7 тяжелых несчастных случаев. Я и мои коллеги в РПСМ стараемся выявить как можно больше смягчающих обстоятельств происшествия, чтобы помочь пострадавшим и членам семей погибших моряков с выплатой компенсации от работодателя», – говорит главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков Евгений Хижняк.

В море  происходят самые разные инциденты, влекущие за собой травмы различной степени. Например, ЧП в помещениях, в которых происходит дегазация или находятся токсичные и горючие вещества, также лидируют в статистике несчастных случаев. Электрический ток, генераторы, компрессоры и бойлеры – именно их неправильная эксплуатация может привести к травмам и нанести вред здоровью.

Палубы и трапы по факту также являются травмоопасными зонами. Поэтому каждому  моряку нужно знать, как важно соблюдать правила охраны труда при проведении  швартовых или грузовых операций, во время работы в машинных отделениях или на камбузе во время шторма.

Алгоритм всегда един

«Если на борту имел место несчастный случай, пострадавший или свидетель должны доложить об инциденте вахтенному офицеру и капитану. По результатам расследования составляется документ, если судно работает под российским флагом. Это акт по форме «Н-1», под иностранным – Incident Report. На основании документа с учетом требований коллективного договора, моряку или его семье будет выплачена компенсация», – говорит Евгений Хижняк.

Положения российских и иностранных законодательных актов, а также технической инспекции труда РПСМ  призваны защищать интересы травмированного моряка. Так, по ТК РФ травмированный моряк защищен ст. 229.

«Комиссию по расследованию происшествия возглавляет капитан, в нее входят старший механик или старпом, член судового комитета по охране труда и безопасности здоровья. В ст. 229 ТК РФ четко прописано, что моряк или его доверенное лицо имеет право принимать участие в расследовании несчастного случая. Это говорит о том, что в случае своего несогласия моряк  имеет право выразить свое мнение», – продолжает эксперт.

В практике бывали случаи получения травм, которые, на первый взгляд, не лежат в зоне производственной травмы. Например, моряк во время работы на судне зацепился обручальным  кольцом за вращающийся механизм, из-за чего ему сняло всю кожу с пальца правой кисти.

«Конечно, чтобы дать точное определение и последствия этой травмы, необходимо изучить материалы дела. Однако если этот случай произошел на судне при выполнении производственных операций, то это случай производственной травмы. В российском морском флоте правилами не регламентировано ношение цепочек, колец и крестиков, это не запрещено», – утверждает Евгений Хижняк.

По его мнению, человек сам решает, снять ли ему украшения, например, если предстоит работа в агрессивной среде, скажем, с бензином или техническим маслом. Но если по регламенту и инструкции, а также согласно политике компании предписано работать в рукавицах, то моряк должен выполнять работу в защитных перчатках.

Эксперт отмечает, что при производстве швартовых операций правилами  предписано ношение спецодежды, перчаток, спецобуви и защитных очков. При этом ношение рукавиц – обязательное условие. Моряк может схватиться за нагретый от трения швартовый конец и получить ожог. Из стального швартового конца могут торчать металлические нити и, работая без перчаток, легко пораниться.

Пришвартоваться без потерь

По словам специалистов РПСМ, травмы при производстве швартовых операций, когда моряк попадает ногой в «калышки» – так называемые канатные петли, – довольно распространены. На этот счет существует раздел «Правил охраны труда РФ на судах морского и речного флота».

На иностранных судах действует Свод практических правил МОТ «Предупреждение несчастных случаев на суше, в море и в порту»  или в политике компании, где четко прописано, что моряк при производстве швартовых операций никогда не должен находиться в этой зоне ближе, чем на 1 метр. Это априори опасная зона.

«В жизни он может находиться в этой зоне по независящим от него причинам. Качнуло судно, буксир подошел, толкнул, судно накренило, и человек потерял равновесие и попал в эту зону. В швартовую бригаду входят только судоводитель, боцман и матросы. Все остальные члены экипажа считаются посторонними, и им запрещено входить в зону швартовых операций», – рассказывает Евгений Хижняк.

В ходе расследования соответствующие органы изучают материалы, показания пострадавшего, офицера, который руководил швартовыми операциями, свидетельские показания очевидцев с целью определения причин происшествия.

Как показывает морская (российская, иностранная) практика, большинство подобных травм признаются производственными, т.к. они получены в процессе профессиональной деятельности. И моряк или, если речь идет о смерти пострадавшего, его семья должна получить компенсацию в связи с потерей трудоспособности, наступления инвалидности или смерти.

Одна из основных задач РПСМ  – в процессе расследования представлять интересы пострадавших моряков и семьи погибших. Такой политики придерживаются все инспекторы, профлидеры и представители РПСМ во всех регионах России, а именно на Дальнем Востоке, в Мурманске, Архангельске, Новороссийске, Калининграде и Петербурге. 

↑ 

Наверх