РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Международная организация труда (МОТ) обратилась с предложением к странам-участникам перейти на четырехдневную рабочую неделю, – сообщают СМИ. Поскольку Россия также входит в состав МОТ, в Госдуме РФ планируют рассмотреть этот вопрос.
В МОТ считают, что введение четырехдневной рабочей недели позволит увеличить число рабочих мест, а также благоприятно скажется на здоровье работников и окружающей среде. В свою очередь глава комитета по труду Андрей Исаев заявил, что уменьшение рабочих часов не должно привести к уменьшению зарплат. В Госдуме планируется проведение круглого стола для обсуждения этой идеи.
Для того чтобы новые правила были реализованы, России будет необходимо ратифицировать конвенцию МОТ, если таковая появится. Мы же опросили экспертов, каким образом нововведения, если их примут, отразятся на российских моряках.
«Предположим, РФ ратифицирует конвенцию МОТ, это приведет к тому, что российские моряки будут дольше находиться на берегу. Для моряков это время, казалось бы, законного отдыха будет обходиться за свой счет. Потому что ни один судовладелец не согласится, чтобы выходных стало больше, а зарплата оставалась прежней», – считает председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) Александр Бодня.
По его словам, профсоюзы всегда защищают интересы трудящихся, человек имеет право на полноценный отдых. Безусловно, четыре рабочих дня в неделю вместо пяти – это хорошая идея, но для этого нужны подходящие условия. В промышленных странах, считает эксперт, это нереально. Например, в Японии и Южной Корее гораздо меньше выходных, чем в России, и отпуск длится всего несколько дней. Иначе они не добились бы такого экономического роста и стабильности.
«В России нужно сначала приблизиться к показателям развитых стран, а потом можно и сокращать обороты. Если введут четырехдневную рабочую неделю, это приведет к тому, что российский моряк просто больше будет простаивать на берегу», – уверен Александр Бодня.
Согласно режиму рабочего времени и времени отдыха российский моряк работает 40 часов неделю, в среднем 8 часов в день. Рейс длится от 2,5 до 6 месяцев, в некоторых компаниях дольше. Моряк сам выбирает свои рабочие часы, и за рейс у него накапливаются выходные, которые согласно условиям контракта оплачиваются или компенсируются.
«Оплата труда осуществляется по условиям контракта: либо это двойная оплата за работу в выходные, либо это четко фиксированная базовая ставка плюс оплата за «over time», переработки, бонусы и т.д. Согласно российскому законодательству предусмотрена двойная оплата за переработки в выходные дни и праздники. Все это отражено в локальном документе, в коллдоговоре или контракте», – говорит главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк.
Эксперт считает, что на сегодняшний день многие моряки перерабатывают на судах свыше 8 часов в день. Это в первую очередь касается командного состава (капитанов, старших механиков, старших помощников капитана), которые стабильно работают свыше установленной нормы.
«Когда я работал в плавсоставе, мне приходилось ежедневно работать по 8 – иногда по 10 часов и перерабатывать свыше 10-ти часов. Нововведение, возможно, подходит для людей береговых специальностей. Мы (моряки) сели на пароход и работаем вплоть до списания с него, а потом уже гуляем», – говорит Евгений Хижняк.
По его словам, на сегодня морякам все равно, сколько дней в рабочей неделе. При пятидневной или четырехдневной он обязан отработать установленные 40 часов. Однако есть вероятность, что в случае принятия новых правил, вместо двух выходных дней в неделю образуется три. А так как работа в выходные обычно оплачивается в двойном размере, то, скорее всего, работодатель на это не пойдет.
Действительно, исследование рекрутинговой компании HeadHunter (Hh) показало, что противниками нововведений являются 25% российских работодателей, больше половины из них «не согласны на подобное сокращение даже при условии пропорционального уменьшения зарплаты сотрудников». Всего 2% опрошенных представителей бизнеса сообщили, что данная практика уже у них используется.
«Пока инициатива МОТ не облечена документами, чтобы всерьез рассматривать, к каким это приведет последствиям. Пока нет никакой конкретики, все на уровне обсуждений. На наш взгляд, пока преждевременно говорить о возможности четырехдневной рабочей недели в РФ. Мне кажется, у нас не только сами работники будут против, но и работодатели не поддержат эту идею. Если же инициативу примут, то основные вопросы будут касаться отпусков, зарплат и оплаты сверхурочных», – говорит юрист БТО РПСМ Людмила Падубоцкая.
Отметим, что 67% работников российских компаний не согласились бы работать 4 дня в неделю вместо привычной пятидневки – «очевидно, материальная составляющая работы превалирует над личными делами и ценностью свободного времени», – сказано в исследовании Hh.
Однако 48% опрошенных работников уверены, что четырехдневная рабочая неделя при сохранении существующего оклада повысит их производительность. При этом 40% респондентов боятся, что в этом случае придется больше работать в оставшиеся 4 дня.
По словам Людмилы Падубоцкой, в ближайшей перспективе четырехдневную рабочую неделю в России не введут. От утверждения процедуры до ее принятия должно пройти достаточно длительное время. Много зависит от выгоды и экономии, которые получит от новшества наше государство и бизнес.
Наверх