09.10.2014

Практика на судне неоценима для будущих моряков

Учебно-производственное судно (УПС) «Профессор Хлюстин» впервые после модернизации и переоборудования отправилось в научно-образовательный рейс. Отход из Владивостока на Камчатку и Курильские острова состоялся сегодня, об этом сообщает сайт Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского, в введении которого находится судно. 

В экспедиции под эгидой Русского географического общества принимают участие: ученые ФГБУ «Государственный океанографический институт им. Н.Н. Зубова», других научно-исследовательских институтов России, Морского университета и курсанты. Планируется, что во время путешествия будет произведена оценка экологической обстановки в районе плавания.

Отход судна – часть проекта министерства транспорта РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта по эксплуатации учебного флота в составе ФГУП «Росморпорт» совместно с созданным Дальневосточным центром организации учебных практик морского и речного транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

По инициативе Морского университета и при содействии Росморречфлота, ОАО «Совкомфлот» и Русского географического общества УПС «Профессор Хлюстин» прошел восстановительный ремонт и переоборудование на верфях Шанхая в 2012-2013 гг. Судно было переоборудовано на класс научного судна (НС).

В МГУ им. адм. Г.И. Невельского придают огромное значение организации качественной плавательной практики курсантов-судоводителей Морской академии университета. Приморский вуз является единственным учебным заведением в стране, которое имеет собственный флот, состоящий из знаменитого парусника «Надежда» и УПС «Профессор Хлюстин». Таким образом, преддипломная производственная практика будущих моряков проходит на современных судах.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) поддерживает добрые традиции образования и воспитания нового поколения морских специалистов. О важности плавательной практики говорит управляющий делами Балтийской территориальной организации (БТО) РПСМ Сергей Каунин:

– Для молодого специалиста пребывание на судне полезно, не говоря уже о прохождении полноценной практики. Здесь с точки зрения опыта важно все: стоит судно или идет из порта в порт, задействовано в грузовой операции или находится в доке на ремонте. Когда человек на судне, он легко включается в учебно-производственный процесс. Технологии, отношения внутри экипажа, знание команд без практики постичь сложно. Прохождение практики – общемировая тенденция в области обучении морских специалистов.

Для сегодняшних курсантов российских мореходных вузов и училищ этот процесс проблематичен. Благо, учебные заведения направляют часть студентов практиковаться на суда компаний, но многим молодым людям приходится устраиваться самим.

Профессия судоводителя как никакая другая требует практики. Будущий морской специалист, ознакомившись с прикладной стороной после первого и второго курсов, в дальнейшем лучше осваивает теорию.

Будучи курсантом Ленинградского мореходного училища, первую практику после года обучения я проходил на парусном судне «Кадор» в пределах каботажного плавания.  А в 1978 году мне выпало счастье набраться опыта на современном учебно-производственном судне океанского класса «Профессоре Хлюстине». 

На судно мы пришли теоретически подкованными, теорию мы постигали в течение двух лет. Безусловно, это было очень ценно. Тогда «Профессор Хлюстин» впервые вышел за пределы прибрежной зоны и пошел по Европе по морям с заходами в международные порты, где производили погрузку и выгрузку.

Учебный процесс проходил по-другому – не как на берегу. На «Профессоре Хлюстине» были хорошие условия для проживания и для обучения: аудитории, в которых мы учились, хорошие 4 и 6-местные кубрики. В рейсе с нами были преподаватели, которые вели астрономию и те практические науки, которые в дальнейшем пригодились в профессиональной деятельности.

«Профессор Хлюстин» в первую очередь отличался от других учебно-производственных судов тем, что на нем имелся учебно-грузовой трюм, благодаря чему мы могли осуществлять и погрузку, и оформление грузовых документов. Все-таки одна из будущих обязанностей помощника капитана – контроль за погрузо-разрузочными операциями на судне. Мы могли участвовать в этом процессе, видели, какие документы нужно оформлять, каким образом происходит взаимодействие между судовой администрацией и портом, а также познакомиться с работой докеров.

Вторым интересным моментом для меня стало путешествие заграницу. Первый заход у нас был в порт Финляндии, дальше – другие порты Европы. Во всех портах нам организовывали познавательные и обучающие экскурсии. Я столько увидел за три месяца практики, полученные знания пригодились в дальнейшей работе.

Во время практики у нас была отличная возможность попрактиковаться в английском языке. В советское время встречи с носителями языка удавались редко. Однажды во время захода в порт во французском кантоне Пор-Сен-Луи-дю-Рон мы приняли участие в товарищеском матче по футболу с будущими моряками торгового флота Франции. Не помню, кто победил, но было очень интересно. Матч проходил на базе отдыха моряков.

Третье, что я хотел бы отметить, на «Профессоре Хлюстине» была специальная учебная палуба, где располагался учебный мостик. Он находился сразу же под основным. На нем был представлен весь комплекс основных приборов, которыми пользуются судоводители: радиолокационные станции, навигационные приборы, карты и штурманские столы.

Практиканты могли выходить на этот мостик и делать прокладку маршрута: это позволяло закреплять навыки.  Когда после окончания учебы пришло время работать, этот опыт очень пригодился.

Я неоднократно слышал мнение многих капитанов о том, что в средних мореходных училищах правильно выстроен процесс обучения, так как в равной степени уделяется внимание теории и практике. Помню в Италии капитан вызывал меня на мостик и вахтенный помощник капитана снял с себя бело-синюю повязку РЦИ. И мне говорят: «Принимай вахту»! Я принял первую в своей жизни стояночную вахту вахтенного помощника капитана. Это был, так сказать, экспромт. Я гордый простоял с этой повязкой несколько часов, и это мне запомнилось на всю жизнь. 

Моя третья практика проходила в должности матроса 2-го класса на настоящем судне в дальнем рейсе. Одно дело на учебном судне, а это, по сути, стало первой настоящей работой: не совсем по специальности, но по профилю. Это практика дала возможность увидеть изнутри труд простого матроса. Там я понял, как трудится матрос и что к нему надо относиться с уважением.

Любая практика для будущего специалиста не только возможность закрепить теоретические знания на деле, но и шанс узнать лучше людей, и понять сможет ли он посвятить жизнь профессии и морю.

↑ 

Наверх