30.10.2014

За все ответит капитан?

Прокуратура Южной Кореи требует смертной казни для 68-летнего капитана парома «Севоль», затонувшего в апреле 2014 года, сообщает Reuters. В результате трагедии погибли или пропали без вести 304 человека, большинство из которых ученики одной из школ города Ансан.

Паром, следовавший из порта Инчхон на остров Чечжу, затонул 16 апреля у юго-западной оконечности Корейского полуострова. Всего на судне находилось 476 пассажиров и членов экипажа, спаслось 172 человека.

Представители обвинения считают, что капитан Ли Джун Сок должен быть приговорен к смертной казни за то, что не выполнил свой долг, в результате чего погибли люди. Катастрофа национального масштаба стала причиной резкой критики правительства страны и главы республики в лице Пак Кын Хе, отмечают мировые СМИ.

В начале октября этого года бывшую помощницу владельца парома «Севоль» и главу компании «Hankook Pharm» Ким Хэ Кюнг арестовали по обвинению в коррупции после экстрадиции из США. И вот на этой неделе прокуратура требует смертной казни для капитана.

«Мы, представители Ассоциации морских капитанов, всегда выступали против того, чтобы в случае подобных трагедий автоматически считать преступником капитана. Мы исходим из того, что капитана можно считать преступником, когда он сознательно идет на вредоносные или преступные действия. А если он что-то не сделал или не сумел или сделал не так в какой-то ситуации, он не преступник. Даже если он проявил халатность, все равно это не тот случай, когда капитан подпадает под смертную казнь», – считает президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов (ДВ АМК) Петр Осичанский.

По его мнению, нельзя казнить Ли Джун Сока за то, что он сбежал с места аварии. Ведь трагедия произошла не от того, что капитан сознательно перевернул судно. В деле крушения парома «Севоль» причастных к трагедии гораздо больше, чем просто владелец судна и капитан. Реально это целая цепочка причастных, начиная с вопросов незаконной перестройки судна, заканчивая работой служб безопасности и т.п.

На верхних грузовых палубах паромов нередко размещают тяжелые трейлеры и колесную технику. Перестройки резко уменьшают остойчивость судна. Ненадежная конструкция некоторых современных паромов, вызванная погоней судовладельцев за прибылью, — одна из главных причин многих катастроф, произошедших за последнее время.

«Сделать из одного только капитана козла отпущения, повесить на него всю вину и требовать для него смертной казни – это неправильно. Возможно, по законодательству Южной Кореи предусмотрено лишение свободы и штрафы, но никак не лишение жизни», – уверен Петр Осичанский.

Существует понятие, о том, что вина и ошибка капитана застрахованы. Таким образом, страховая компания будет обязана возместить убытки, которые нанесли действия капитана и экипажа.

Авария танкера «Exxon Valdez», которая произошла в марте 1989 года у берегов Аляски, долгое время считалась самой разрушительной экологической катастрофой, произошедшей в открытом море.

Тогда, по самым скромным оценкам, в залив вылилось более 40,9 миллионов литров нефти, в результате образовалось нефтяное пятно величиной в 28 тысяч квадратных километров. Нефтяная пленка покрыла около двух тысяч километров береговой линии. Погибло огромное количество животных, рыб и птиц.

Известно, что причиной аварии стала ошибка капитана и экипажа, вследствии чего танкер налетел на Блайт-риф. Компания Эксон обвинила капитана Джозефа Хейзлвуда в том, что танкер сел на мель. Однако в 2009 году капитан танкера «Exxon Valdez» Джозеф Хазелвуд принёс «искренние извинения» народу Аляски, заявив при этом, что был несправедливо обвинён в катастрофе.

«Танкер, севший на мель принес убытков для окружающей среды на несколько млрд долларов, казалось бы, за это капитан должен был понести более, чем просто суровое наказание, но его даже не посадили в тюрьму», – комментирует события пятилетней давности глава ДВ АМК Петр Осичанский.

Другой пример в качестве необоснованности обвинений со стороны прокуратуры в адрес горемычного капитана «Севоль» приводит Осичанский – это история английского пассажирского парома «Herald of Free Enterprise». Напомним, в марте 1987 года судно при выходе из Зеебрюге опрокинулось на борт.

В тот день в проливе Ла-Манш погибло 197 человек из 459. Известно, что причиной аварии и гибели почти двухсот человек стала очень грубая ошибка экипажа, а также изъяны в конструкции теплохода.

В итоге, капитан Дэвид Леури был отстранен от должности сроком на 1 год, первый помощник капитана Лесли Сейбл – на 2 года, а матрос Марк Стэнли признан виновным в преступной халатности, но избежал наказания. Виновными оказались руководители компании «Townsend Thoresen». Во всех случаях действия капитанов не повлекли даже намека на смертную казнь.

По словам Осичанского, капитану корейского парома «Севоль», безусловно, можно предъявить претензии: он проявил малодушие, поступил неправильно и нарушил «закон моря». Ходили слухи, что он в числе первых покинул судно. Это все его характеризует его, как человека, капитан должен был последним покинуть судно. Он своим поведением сам повлек на себя нынешние последствия.

«Поступи он, как мужчина, как офицер, наверное, это было бы правильно. Или боролся бы до конца за жизнь людей, а потом в самый последний момент покинул судно. Я думаю, здесь есть огромное давление со стороны общественности на правоохранительные и судебные органы, в том числе на государство. Люди потеряли своих детей и требуют от властей найти виновных», – говорит Петр Осичанский.

Сам факт, что для капитана требуют исполнения высшей меры приговора – это нездоровый показатель. Власть таким образом демонстрирует, что предпринимает активные действия в этом вопросе. Не разбирая всей цепочки, просто нашли крайнего в лице капитана, который и должен стать виновным за всю трагедию крушения парома «Севоль».

Справка: Современное уголовное законодательство Республики Корея предусматривает смертную казнь путем повешения, а военное уголовное право – путем расстрела.

В настоящее время в Южной Корее около 60-ти человек, в отношении которых Верховный Суд страны вынес смертный приговор, ожидают его исполнения. Отметим, что с 1997 года смертные приговоры в Корее не приводились в исполнение. Судебные власти республики занимают консервативную позицию к смертной казни.

Согласно данным международной организации «Amnesty International», на сегодня смертная казнь отменена в 139-ти странах мира.

Источник фото: Korean Wikipedia.

↑ 

Наверх