РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Даже с опытным морским волком многие вещи случаются впервые в жизни. Вот так и Валерию Солдатенко, матросу «NS Asia» СКФ Новошип, после двадцати лет работы в морях довелось вдруг выудить из моря акулу-молот и даже… отведать кактус.
Акулу взял измором
– На судне у моряков не так уж и много вариантов для проведения досуга: кино, домино и теннис. Особняком в этом ряду стоит рыбалка. Вот тут у моряков, можно сказать, привилегия. В разных морях и разных сторонах света свои особенности, свои прелести. Словом, если мне вдруг выдалась возможность закинуть удочку – ни за что не откажусь. Тем более что в последние годы многие страны запрещают даже любительский лов рыбы у своих берегов.
Последний такой случай у меня был в Африке, у берегов Габона. Воды Гвинейского залива просто кишат акулами, барракудами и ядовитыми муренами. И хотя местные рыбаки как-то умудряются готовить даже мурену, мы тут ловим только ради спортивного интереса – и отпускаем с богом. Особенно увлекает охота за акулой-молотом. Во всем мире это считается настоящей элитной рыбалкой. И требует определенной подготовки, а также знаний. Наш донкерман сделал для нас специальные усиленные удилища, которые мы крепим к леерам. Ловить ее надо на живца. И главное – запастись терпением. Акула не может жить без движения, только так она поддерживает свой кровоток. Поэтому подцепил её на крючок и жди, когда она сама себя измотает. Вот тут ее и нужно из воды вытаскивать.
Перед кактусом не устоял
– Недавно в очередной раз побывал в Турции. Конечно, очень хорош Стамбул, базар Араста, Голубая мечеть и прочие широко известные достопримечательности. На Араста нельзя спешить. Нужно неторопливо выбрать подарки для своих домашних, обязательно поторговаться, получить хорошую скидку: ритуал – это особенность здешней торговли. Тем более что выбрать есть из чего. Тут и керамика, и османская одежда, и ковры в восточном стиле.
Голубая мечеть. Тоже нельзя не побывать. Кругом камень, мрамор, керамические изразцы ручной работы. Очень красивый орнамент на стенах и потолке: он соткан из тюльпанов, лилий, гвоздик и роз. А еще в мечети очень светло, свет льется из сотни окон и оставляет радость в душе.
Но самые острые (в буквальном смысле слова) впечатления я вывез не из Стамбула, а из Текирдага, городка неподалеку. Здесь на местном базаре я впервые попробовал на вкус… кактус. Вообще-то, любой моряк, бывая в разных частях света, видит куда больше различных экзотичных фруктов, чем на прилавках домашних магазинов. Но покупаешь, как правило, все равно что-то привычное и знакомое – яблоки или цитрусовые. Хотя бы из соображений безопасности. Но тут я не устоял. Кактус был с колючками, но при этом инжировый. Особенно мне понравилось, как ловко разделал его продавец, раз-раз – и нет иголок. И вот тебе сочный, сладкий плод, нечто среднее между дыней и киви.
Добро не в вёрстах измеряется
– Очень люблю Норвегию, не раз здесь бывал. Особенно запомнились города Монгштад и Нарвик. Приятные впечатления от Монгштада подкреплены добрым отношением к морякам. У них по нефтяному терминалу ходит автобус, который бесплатно доставляет моряков к проходной и обратно. Больше того, в ожидании автобуса не надо мерзнуть у трапа – можно расположиться в кресле на КПП с чашкой кофе, который тут тоже бесплатный.
По терминалу едешь, как по лесу. Когда мы увидели дорожный знак с нарисованным на нем оленем, даже не поверили. «У вас что, по нефтехранилищу сохатые бегают, как по тайге? Не может быть!» – говорим водителю. Шофер не стал тратить много слов, просто притормозил у обочины. У проезжей части стоял не особо пугливый Бэмби в раздумьях: переходить или прямо тут травки пощипать?
У Нарвика настоящий нордический характер, как и положено за Полярным кругом. А места красивейшие: кругом белоснежные горы и тайга. И самое главное – не так уж и холодно, как, казалось бы, должно быть в Заполярье. Сказывается близость Гольфстрима. В самом городе мне запомнился памятник-танк. Он точь-в-точь как у нас в Новороссийске. Наш Т-34 стоит перед мемориалом «Разрушенный Дворец культуры цементников». Этот ансамбль символизирует потери Новороссийска, сильно разрушенного во время войны. Так же и Нарвик, во время Второй мировой войны город стал ареной кровопролитных боев между союзниками и гитлеровской Германией и был стерт с лица земли за два месяца ожесточенного противостояния.
Сейчас это не город, а картинка. Одноэтажная застройка в скандинавском стиле. Никаких двухметровых заборов – живая изгородь, а на лужайке перед домом не садовые гномы, а тролли (у норвежцев это что-то вроде национального символа). И снова нас удивили люди, обычные горожане. Вот ситуация: как-то стали в магазине расплачиваться, а терминал на кассе не может данные банковской карты считать. Что делать? У нас бы пришлось топать к банкомату, снимать наличные, а морякам ведь на берегу каждая минутка дорога. Так вот, один из покупателей просто довез нас до банкомата. Причем оказалось, что ему вообще-то совсем в другую сторону нужно. Но для доброго дела семь верст – не крюк.
ЮТО РПСМ
Наверх