РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Международная организация за права моряков (SIR) считает, что все отчеты о соблюдении и исполнении требований Сводной конвенции МОТ 2006 года "О труде в морском судоходстве" должны публиковаться в сжатые сроки.
Все 32 страны, подписавшие Конвенцию, должны отчитаться о ходе ее выполнения секретариату МОТ, после того, как будут проведены необходимые консультации с Международной палатой судоходства и Международной федерацией транспортников (ITF).
Однако на сегодняшний день данные отчеты были поданы лишь 20 странами из всех членов-участниц. В свою очередь, представитель Международной организации за права моряков Билл Роджерс высказал мнение, что «толку» от таких отчетов не очень много, так как материалы не выходят за стены кабинетов МОТ.
Подобная замкнутая бюрократическая система не дает возможности заинтересованным сторонам выяснить настоящее положение дел в морской отрасли, а также определить меру расхождения положений Конвенции МОТ 2006 с реальной ситуацией в той или иной стране. Отметим, что из всего количества стран, принявших Сводную конвенцию, такие отчеты подали считанные единицы. И России среди них нет. По каким причинам доклад еще не подан, можно только догадываться, но вполне вероятно, что нашей стране пока нечего докладывать.
Возможно это потому, что самый значимый конвенционный инструмент, предполагающий обеспечение государством-участником конвенции выполнение конвенционных норм, в России не работает. Так, например, в соответствии с конвенцией, инспекторы, уполномоченные компетентным органом государства-члена, должны требовать, чтобы на судне были устранены любые недостатки, а если у них имеются основания полагать, что обнаруженные недостатки представляют собой серьезное нарушение требований настоящей конвенции, включая права моряков, или значительную угрозу для охраны труда, здоровья или безопасности моряков, они должны запрещать судну покидать порт до принятия необходимых мер.
Кроме того, в контексте конвенции к нарушениям прав моряков относятся невыплата заработной платы, отсутствие трудового договора или нарушение его условий, однако в России это не считается недостатком, и должностное лицо, осуществляющее инспектирование судов, спокойно выпускает такое судно из порта. Так как законных оснований для отказа в выдаче разрешения на выход судна у него нет, поскольку должностное лицо в своих действиях руководствуется российским Кодексом торгового мореплавания и Положением о капитане морского порта, а в этих документах нет ни слова о нарушении прав моряков...
Напомним, Российская Федерация не только ратифицировала Сводную конвенцию в июне 2012 года, таким образом, она стала той самой тридцатой страной-участницей, которая была необходима для соблюдения условия вступления ее в силу.
Наверх